Американский регулятор разрешил первый орбитальный полет Starship, а ESA и роскосмос ведут переговоры о миссии на Марс: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей к завтраку: миссия Lucy сможет работать, даже если проблема с солнечной батареей не будет полностью устранена. Ученые не нашли никаких признаков жизни на Венере, а  дебютный запуск Ariane 6 перенесен на 2023 год.

Европейское космическое агентство и роскосмос ведут переговоры о миссии на Марс

Европейское космическое агентство (ESA) сообщило в понедельник, что провело переговоры с российским космическим агентством «роскосмос» по поводу миссии марсохода ExoMars для поиска признаков жизни на поверхности Красной планеты. ​​Пресс-служба ESA подтвердила факт переговоров по электронной почте, но не сообщила об их результатах. По ее словам, обновление может произойти после запланированного заседания Совета ESA в среду.

Экологическая экспертиза FAA разрешила орбитальные запуски Starship после некоторых изменений

Экологическая экспертиза Федерального авиационного управления США пришла к выводу, что компания SpaceX может проводить орбитальные запуски корабля Starship со своего испытательного полигона в Техасе, но только после выполнения десятков мер по снижению воздействия на окружающую среду и население.

Ракета Ariane 6 (модификации Ariane 64 и Ariane 62) в представлении художника. Источник: ESA

Дебютный запуск Ariane 6 перенесен на 2023 год

Первый полет новой ракеты-носителя Ariane 6, который был запланирован на конец 2022 года, теперь намечен на следующий год, заявил 13 июня генеральный директор Европейского космического агентства Йозеф Ашбахер. Во время интервью BBC он сказал, что ракета должна полететь «в некоторое время» в 2023 году, не называя причины задержки.

Китайский университет завершил строительство наземного испытательного комплекса космической солнечной энергии

Китайский университет Сидянь завершил то, что его сотрудники назвали первой в мире комплексной системой наземных испытаний космической солнечной энергии.

Стальная конструкция высотой 75 м, расположенная в южном кампусе Сидианского университета в Сиане на севере Китая, содержит подсистемы для тестирования концепции космической солнечной энергии (SBSP). Она прошла приемочный контроль 5 июня, согласно заявлению университета, на три года раньше запланированного срока.

Франция стала 20-й страной, подписавшей «Соглашение Артемиды» об исследовании Луны

Франция недавно подписала Artemis Accords — международное соглашение NASA по установлению передового опыта для постоянного сотрудничества в области исследований Луны. Подписание состоялось 7 июня и пополнило быстро растущий список присоединившихся стран. Предыдущей стала Колумбия, подписавшая соглашения всего месяц назад.

BlueHalo получит контракт ВВС на 11 млн долларов на лазерные терминалы связи

Компания BlueHalo выиграла контракт на 11 млн долларов с Исследовательской лабораторией ВВС США на разработку пары терминалов оптической лазерной связи и наземной станции, которые будут использоваться для экспериментов на орбите. Об этом компания объявила 14 июня. Терминалы и наземные станции, которые должны быть доставлены в 2025 году, будут поддерживать демонстрацию оптических линий между спутниками на геостационарной и низких околоземных орбитах. Их также используют для установления связи «космос-земля», для демонстрации позиционирования и синхронизации по оптическим каналам, а также для взаимодействия с несколькими стандартами оптической связи.

Okapi:Orbits привлекает 5,7 млн ​​долларов в рамках раунда начального финансирования

Немецкий стартап Okapi:Orbits привлек 5,5 млн евро (5,7 млн ​​долларов) в рамках начального раунда финансирования под руководством Munich Re Ventures при участии Dolby Family Ventures, Herius Capital и APEX Ventures. Okapi предлагает программное обеспечение для управления космическим движением, призванное помочь операторам спутников сократить маневры, сэкономить топливо и уменьшить время простоя.

Солнечная батарея зонда Lucy в развернутом состоянии. Источник: Lockheed Martin

Продолжаются работы NASA по спасению солнечной батареи космического аппарата Lucy

Автоматический разведчик Lucy может работать, как и планировалось, даже если проблема с развертыванием его солнечной батареи не будет устранена полностью.

Команда миссии NASA Lucy продолжает попытки по исправлению неполного развертывания одной из солнечных батарей космического аппарата, направляющегося к троянским астероидам Юпитера. Но даже если массив не развернется полностью, зонд сможет работать, как планировалось. На данный момент энергия не является проблемой, поскольку он все еще находится относительно близко к Солнцу.

Космическая «пыль» от сверхновых намекает на то, как рождаются звезды

Новое исследование обнаружило сильную поляризацию молодого остатка сверхновой. Это предоставило независимые и убедительные доказательства того, что космическая пыль в ранней Вселенной образовалась в результате взрывов сверхновых. Хотя сверхновые действительно выбрасывают и уничтожают космическую пыль, наблюдения в инфракрасном диапазоне позволяют предположить, что она образовалась на их ранних стадиях. Наблюдения в диапазоне D молодого остатка сверхновой (SNR) Кассиопеи A (Cas A) с помощью инструмента SOFIA HAWC+ (Стратосферная обсерватория для инфракрасной астрономии, бортовая широкополосная камера высокого разрешения) показывают высокую поляризацию на уровне 5–30%.

Никаких признаков жизни на Венере

Исследователи из Кембриджского университета использовали комбинацию биохимии и химии атмосферы для проверки гипотезы «жизни в облаках», о которой астрономы размышляли десятилетиями, и обнаружили, что присутствие живых организмов не может объяснить состав венерианской атмосферы. Ожидается, что любая форма жизни в достаточном изобилии оставит в ней химические «отпечатки пальцев», поскольку она потребляет пищу и выбрасывает отходы жизнедеятельности. Однако исследователи из Кембриджа не нашли никаких доказательств наличия таких следов на Венере.

Читайте в предыдущем дайджесте: В Гималаях заработал крупнейший в мире телескоп с жидким зеркалом, а Китай выпускает новую селенологическую карту Луны: дайджест новостей