ALMA увидел остаточный диск в форме эллипса

Используя комплекс радиотелескопов ALMA, астрономы получили изображение остаточного диска, окружающего звезду HD 53143. Снимки удивили исследователей. Оказалось, что диск вокруг HD 53143 обладает самой сложной и эксцентричной формой среди всех известных объектов такого типа.

Что такое остаточный диск

HD 53143 — это солнцеподобная звезда, расположенная на расстоянии 60 световых лет от Земли в созвездии Киля. Ее возраст оценивается примерно в 1 млрд лет. Светило все еще окружено остаточным диском. Он состоит из обломков, оставшихся после формирования системы. В своем движении они регулярно сталкиваются между собой, что приводит к образованию еще более мелких обломков и пыли. По сути, остаточный диск можно сравнить с исторической записью. Изучая его, астрономы могут заглянуть в прошлое системы и определить, как именно происходило ее формирование.

Система HD 53143
Система HD 53143 в представлении художника. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO); M. Weiss (NRAO/AUI/NSF)

Аномальный остаточный диск

Команда американских астрономов решила получить детальные изображения диска вокруг HD 53143. Для этого они воспользовались ALMA: комплексом из 66 антенн, расположенных на высокогорном плато в чилийской пустыне Атакама.

Исследователи предполагали, что диск вокруг HD 53143 имеет классическую кольцеобразную форму и напоминает пояс Койпера. Но изображения ALMA преподнесли сюрприз. Вместо «кольца» со звездой посередине оказалось, что остаточный диск имеет намного более сложную и эксцентричную форму. Его можно сравнить с эллипсом, в то время как HD 53143 расположена в одном из его фокусов.

По словам ученых, до этого они никогда не видели остаточных дисков с подобной структурой. Более того, в ходе наблюдений им удалось обнаружить признаки, указывающие на то, что звезда обладает еще одним, внутренним диском, который смещен или наклонен относительно внешнего диска. Чтобы создать эту структуру, в системе должен быть какой-то еще неоткрытый объект (как минимум одна крупная экзопланета), чья гравитация возмущает материал дисков. Исследователи надеются, что последующие наблюдения помогут проверить это предположение.

Напомним, что в прошлом году ALMA получил первое в истории изображение окружающего экзопланету пылевого диска. В будущем из него сформируются ее спутники.