ALMA сфотографировала «галактику-змею»

Представленное изображение было получено при помощи комплекса радиотелескопов ALMA, а также Очень Большого телескопа ESO (VLT). Внешне оно чем-то напоминает свернувшуюся в кольца спящую змею. Разумеется, в реальности это объект дальнего космоса — а точнее говоря, спиральная галактика NGC 1087.

Галактика NGC 1087. Источник: ESO/ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/PHANGS

NGC 1087 расположена на расстоянии 80 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Кита. Как и наш Млечный Путь, она обладает перемычкой — но она совсем невелика по сравнению с другими спиральными галактиками. Другая отличительная особенность NGC 1087 это крайне небольшое ядро. На данный момент астрономам неизвестно, с чем связана подобная структурная особенность галактики.

Как мы уже отметили, изображение ALMA представляет собой комбинацию снимков, сделанных на разных длинах волн. Красный цвет соответствует облакам холодного молекулярного газа, из которого затем образуются звезды. Их изображения были получены ALMA. Голубоватые области на заднем плане — это скопления более старых, уже сформировавшихся светил. Их сфотографировал VLT.

Снимок NGC 1087 был сделан в рамках проекта PHANGS (Physics at High Angular resolutionin Nearby GalaxieS). Его участники выполняют наблюдения близлежащих галактик с высоким разрешением на телескопах, фиксирующие излучение в разных диапазонах электромагнитного спектра. Это позволяет узнать о физических свойствах светил, газа и пыли в галактиках. Сравнивая полученные, таким образом, данные, астрономы пытаются понять, что активирует, ускоряет или тормозит рождение новых звезд.

Вы также можете почитать об удивительных ударных волнах, возникших при столкновении двух галактических скоплений.