4000 дней на Марсе: новое достижение ровера Curiosity

В начале ноября специалисты Лаборатории реактивного движения NASA отметили круглую дату: 4000 дней с момента высадки ровера Curiosity на Марс. Несмотря на солидный возраст, аппарат-ветеран в целом находится в довольно хорошем техническом состоянии и продолжает выполнение своей миссии.

Основные достижения Curiosity

Curiosity совершил посадку на Марс в августе 2012 года. На тот момент он являлся самым дорогостоящим, сложным и тяжелым аппаратом, который когда-либо высаживался на поверхность Красной планеты. Основные задачи аппарата заключались в исследовании марсианского климата, геологии и проведения химического анализа осадочных отложений с целью оценки возможности ее обитаемости в прошлом или в настоящем.

Селфи Curiosity, сделанное перед восхождением на скальную формацию Greenheugh Pediment. Источник: NASA/JPL-Caltech/MSSS

Местом посадки Curiosity стал 154-километровый кратер Гейла. Он был выбран из-за того, что ученые считали — прошлом внутри воронки существовало озеро.

Марсоход успешно справился с возложенными на него задачами. За годы работы Curiosity взял ряд проб грунта, и передал на Землю внушительное количество данных, анализ которых позволил астрономам пролить свет на прошлое Красной планеты. Они подтвердили, что в прошлом на территории существовало озеро, оставившее после себя мощные слои осадочных отложения.

Проверенный временем марсоход

По словам специалистов, несмотря на столь внушительный срок пребывания на Марсе, Curiosity продолжает с успехом выполнять свою миссию. Для поиска ответа на вопрос, были ли на древнем Марсе условия для существования микробной жизни, ровер постепенно поднимается к основанию 5-километровой горы Шарп, слои которой формировались в разные периоды марсианской истории.

След от новой пробы грунта, взятой ровером Curiosity. Источник: NASA/JPL-Caltech/MSSS

Недавно Curiosity пробурил 39-й образец и в настоящее время готовиться провести его анализ. Ученые надеются, что эта проба позволит больше узнать о том, как менялся климат и обитаемость Красной планеты, когда этот регион обогатился сульфатами — минералами, которые образовались в соленой воде, испарявшейся, когда Марс только начал высыхать миллиарды лет назад. В конце концов, жидкая вода на планете исчезла окончательно.

В общей же сложности, с 2012 года Curiosity проехал почти 32 км по Марсу в условиях сильного холода, пыли и радиации. Столь экстремальные  условия работы не могли не привести к ряду сбоев и неизбежному износу. Так в настоящее время инженеры работают над решением проблемы с одним из «глаз» аппарата — камерой MastСam, у которой заклинило колесо фильтров.

Камешек, застрявший в протекторе колеса Curiosity
Изношенное колесо марсохода Curiosity. Источник: NASA

Другая известная проблема ровера связана с повреждением его колес. Для ее решения инженеры загрузили на Curiosity новое программное обеспечение, которое уменьшит износ, возникающий при рулении (ранее добавленный алгоритм контроля тяги также помогает уменьшить износ колес при движении по острым камням). Что касается ядерного источника питания, то по словам инженеров, энергии будет достаточно для работы ровера в течение многих лет. Так что Curiosity имеет все шансы побить рекорд Opportunity, который проработал почти 15 лет на Марсе.