13 первых спутников

Чтобы стать членом клуба космических держав, страна должна выполнить три условия: запустить искусственный спутник собственной разработки и сборки с помощью собственного носителя со своей территории. Первым это смог сделать Советский Союз 4 октября 1957 года, открыв отсчет космической эры. С тех пор его примеру последовало не так уж и много стран. Также в этом списке уже имеются международные организации и частные компании. Давайте вспомним их в хронологическом порядке.

Американский «Исследователь»

Соединенные Штаты анонсировали запуск собственного искусственного спутника Земли еще в начале 1957-го: с 1 июля этого года начинался так называемый «Международный геофизический год», посвященный научным исследованиям Земли. Советские ракетчики задались целью опередить американцев, и не в последнюю очередь благодаря настойчивости Сергея Королева это им удалось.

Так начался первый этап «космической гонки», который США хоть и проиграли, но, по крайней мере, не хотели долго оставаться «отстающими». Дело усугублялось тем, что главными «игроками» американской ракетной программы считались военные, а они со своей задачей не справились. Их попытка отправить на орбиту тестовый аппарат Vanguard TV-3, предпринятая 6 декабря 1957 года, оказалась неудачной.

Вернер фон Браун (справа), Джеймс ван Аллен (в центре) и Уильям Пикеринг держат макет первого американского спутника. Источник: NASA

Лишь после этого разрешение на запуск получила команда ракетчиков под руководством знаменитого Вернера фон Брауна. Они использовали носитель Juno I, созданный на основе исследовательской суборбитальной ракеты Jupiter-C. 31 января 1958 года, стартовав с базы ВВС США «Мыс Канаверал», он успешно доставил 14-килограммовый спутник Explorer 1 на орбиту с перигеем 358 км и апогеем 2550 км

На тот момент первый советский «Спутник» уже сошел с орбиты, но вокруг Земли все еще обращался второй (он вошел в земную атмосферу 14 апреля 1958-го). Explorer 1 передавал сигналы до 23 мая 1958 года, после чего контакт с ним был потерян. Окончательно он прекратил существование лишь 31 марта 1970-го.

Спутник из комикса

Гонка между двумя сверхдержавами продолжалась: они запустили первые межпланетные аппараты, отправили на орбиту своих граждан… А среди других стран мира постепенно разворачивалось состязание за то, кто станет третьим членом космического клуба. 26 ноября 1965 года этого смогла достичь Франция — в том числе благодаря амбициям своего тогдашнего президента Шарля де Голля.

Центральный разворот журнала Pilote от 23 декабря 1965 года, посвященного запуску первого французского спутника. Источник: Editions Albert René.

Космический аппарат массой 42 кг получил имя Astérix — в честь главного героя одного из наиболее известных французских комиксов. На орбиту с перигеем 527 км и апогеем 1697 км его вывела трехступенчатая ракета Diamant A полностью французской разработки, причем ее вторая и третья ступени были твердотопливными. Запуск состоялся с полигона Хаммагир на территории Алжира, который получил независимость еще в 1962 году, но некоторые военные объекты на его территории Франция арендовала до 1967 года. Поэтому полигон принято считать «национальной территорией», хотя определенное нарушение критериев космического государства действительно имеет место. Будем считать, что в данном случае из правила сделали единственное исключение.

Японское чудо

Япония — единственная космическая держава из числа побежденных во Второй Мировой войне. Ее экономика сильно пострадала, а территория даже подверглась ядерной бомбардировке. Японским инженерам на какое-то время был закрыт доступ к военным технологиям, включавшим в себя и ракетные. Однако в середине 1960-х годов японцы решили, что их экономического и научного потенциала достаточно, чтобы попытаться покорить космос. И это им действительно удалось.

Макет первого японского искусственного спутника «Осуми». Источник: JAXA

Испытания твердотопливного носителя Lambda-4S, созданного компанией «Ниссан» (она традиционно обозначает серии своих ракет названиями греческих букв), начались в 1966 году недалеко от городка Учиноура в префектуре Кагосима. 11 февраля 1970-го он доставил в космос небольшой сателлит «Осуми» массой всего 24 кг, пробывший на орбите вплоть до 2003 года. Успех вдохновил японских инженеров на создание более мощных ракет и более совершенных космических аппаратов. Сейчас Япония занимает передовые позиции среди участников освоения космоса, организует успешные межпланетные миссии, а наибольшим ее достижением стала первая в истории доставка на Землю астероидного вещества.

Начало «Великого Похода»

Японские ракетчики имели весомый повод поторопиться со своим космическим стартом: параллельно собственную ракетную программу развивал Китай. У него были гораздо лучшие «стартовые позиции» — еще в 50-х годах соответствующими технологиями с ним щедро поделились «советские товарищи». Правда, после прихода к власти Никиты Хрущева научно-техническое сотрудничество между СССР и КНР почти прекратилось и китайцам пришлось доделывать свои космические носители самостоятельно. Ракета-носитель «Чанчжэн» («Великий поход») создавалась на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Донфен-4». Уже первая ее версия, запущенная 24 апреля 1970 года с космодрома Цзюцюань, успешно вывела на орбиту с перигеем 441 км и апогеем 2286 км спутник «Дунфан Хун-1», что в переводе значит «Красный Восход». Он весил 173 кг.

Первый китайский спутник «Дунфан Хун-1» (макет)

С тех пор китайская космонавтика добилась значительных успехов. 15 октября 2003 года КНР стала — и до сих пор остается — третьей страной мира, которая смогла доставить своего гражданина в космос на борту собственного пилотируемого корабля. Также Китай сейчас располагает национальной исследовательской орбитальной станцией «Тяньгун».

Космическо-шекспировские страсти

Великобритания, некогда являвшаяся самой большой и могучей империей мира, долго не могла решиться начать самостоятельную ракетно-космическую программу, хотя еще в 1962 году с космодрома на мысе Канаверал американской ракетой Thor-Delta был запущен британский исследовательский аппарат Ariel 1, созданный совместно со специалистами NASA. Собственный носитель, получивший название Black Arrow («Черная стрела»), британцы начали конструировать в 1964-м, и через 5 лет он совершил первый суборбитальный полет — к сожалению, неудачный. Запуски проходили с полигона Вумера в Южной Австралии, до сих пор формально остающейся доминионом Соединенного Королевства, поэтому с определенными оговорками она может считаться «национальной территорией».

Проблемы с доставкой техники на противоположную сторону земного шара сильно усложняли работу. Хотя второй старт ракеты в марте 1970 года посчитали успешным, третий пуск, во время которого на низкую околоземную орбиту должен был быть выведен небольшой спутник Orba, завершился аварией. После долгих дебатов в парламенте 29 июля 1971 года было объявлено о закрытии британской ракетной программы.

Реплика спутника Prospero в лондонском Музее науки. Источник: Wikipedia

На тот момент четвертый экземпляр носителя Black Arrow уже находился на пути в Австралию. Сотрудники британского Министерства финансов подсчитали, что вернуть его «на родину» выйдет дороже, чем доставить к месту назначения, и в конце концов он оказался на полигоне Вумера. 28 октября 1971 года этот носитель вывел на орбиту 66-килограммовый аппарат Prospero, названный в честь волшебника из пьесы Шекспира «Буря», который решил оставить колдовство и сжег свои магические книги. На финальной стадии полета последняя ступень ракеты столкнулась со спутником, но это не привело к его критическим повреждениям. Кстати, Prospero до сих пор обращается вокруг Земли и не упадет на нее раньше 2070 года.

Также интересно, что этот старт не стал первым космическим запуском из Южного полушария. Еще в апреле 1967 года на низкую орбиту с переоборудованной буровой платформы «Сан-Марко», расположенной у побережья Кении, был запущен итальянский спутник San Marco 2. Но, поскольку запуск осуществлялся с помощью американской ракеты Scout B, Италия в перечень космических держав не вошла.

Старт объединенной Европы

А далее Великобритания, Италия и Франция пожертвовали своими национальными космическими амбициями ради более эффективного международного сотрудничества в освоении космоса. В 1962 году была создана Европейская организация по разработке ракет-носителей (ELDO), а двумя годами позже — Европейская организация космических исследований (ESRO), которая занималась, среди прочего, созданием искусственных спутников Земли различного назначения. В 1975-м после объединения этих двух организаций возникло ESA — Европейское космическое агентство. Очень скоро оно стало одной из самых мощных организаций планеты в области космонавтики.

Успешный старт ракеты Ariane 1, состоявшийся 24 декабря 1979 года, стал настоящим рождественским подарком для сотрудников ESA. Источник: CNES

Кроме уже названных стран, основателями ESA стали Бельгия, Дания, Испания, Нидерланды, ФРГ, Швейцария и Швеция. Одним из основных направлений его деятельности было создание совместного европейского космического носителя — ракеты Ariane 1. Впервые она стартовала 24 декабря 1979 с космодрома Куру во Французской Гвиане — и сразу успешно. Ракета вывела солидную полезную нагрузку массой 1600 кг на геопереходную орбиту с перигеем 182 км и апогеем почти 36 тыс. км. Главными разработчиками спутника, по сути, представлявшего собой технологический демонстратор, были французы. Они и назвали его в честь еще одного героя комиксов — Obélix (вначале он имел невыразительное обозначение CAT-1). Заряда бортовых аккумуляторов ему хватило всего на 4 дня, но на орбите этот аппарат продержался до ноября 1989 года.

Индийский космос

Как и бывшая метрополия Великобритания, Индия запустила свой первый спутник «Ариябхата» с помощью «чужого» носителя, только не американского, а советского. Это была ракета «Космос-3М», стартовавшая 19 апреля 1975 года с полигона Капустин Яр в Астраханской области. Спутник функционировал до марта 1981 года, а с орбиты сошел в 1992-м.

Макет аппарата «Рохини RS-1» — первого спутника, запущенного собственным индийским носителем. Источник: ISRO

Собственную ракету SLV индийские инженеры начали разрабатывать в начале 70-х годов. 10 августа 1979-го состоялся ее первый испытательный полет, в ходе которого заявленных целей достичь не удалось. Но уже 18 июля 1980 года она смогла вывести на околоземную орбиту 35-килограммовый спутник «Рохини RS-1», представлявший собой массогабаритный макет и передававший исключительно телеметрическую информацию (в космосе он пробыл всего 20 месяцев). Запуск был произведен с острова Шрихарикота у побережья штата Андра Прадеш. Теперь там построен большой Космический центр им. Сатиша Дхавана.

«Неправильный» старт Израиля

Последней страной, вошедшей в космический клуб в XX веке, стал Израиль. Сейчас он является самым маленьким и наиболее молодым из его участников: это ближневосточное государство появилось на карте в 1948 году и с тех пор постоянно вело борьбу за существование с агрессивными соседями. Успех в этой борьбе обеспечивается, среди прочего, постоянным развитием технологий, в том числе ракетных.

Серьезной проблемой для космических стартов с национальной территории Израиля были даже не ее размеры, а то, что восточнее нее расположены недружественные арабские страны. Дело в том, что до того времени все орбитальные пуски осуществлялись в восточном направлении, чтобы энергия осевого вращения нашей планеты помогала разогнать спутник до первой космической скорости (за исключением запусков на полярные орбиты, для которых этот фактор не имеет значения). Поэтому восточнее пусковой позиции желательно иметь полосу незаселенной земли или водную поверхность, на которую могли бы падать отработанные ракетные ступени. Израиль себе такой роскоши позволить не мог. Но западнее лежало более безопасное в этом смысле Средиземное море. Поэтому было принято нетривиальное решение — стартовать на запад!

Старт ракеты «Шавит»

Четырехступенчатая твердотопливная ракета-носитель «Шавит» (в переводе с иврита — «Комета») добилась успеха с первой попытки. 19 сентября 1988 года, стартовав с космодрома Пальмахим, она вывела на орбиту с перигеем 249 км и апогеем 1150 км спутник «Офек» («Горизонт») массой 155 кг. Он прекрасно справился со своей задачей — испытать функциональность солнечных батарей и радиопередатчика. Наклон плоскости его орбиты к экватору составил 143°.

На сцену выходит SpaceX

Старт небольшого двухступенчатого носителя Falcon 1 с далекого тихоокеанского атолла Омелек, состоявшийся 28 сентября 2008 года, не привлек значительного внимания медиа, хотя специалисты уже понимали: в истории космонавтики наступает новая эра. Впервые орбитальный запуск был осуществлен за счет негосударственного финансирования частной компанией. Ее название — SpaceX — и имя ее основателя Илона Маска сейчас известны всему миру.

Старт ракеты Falcon 1 с атолла Омелек в Тихом океане. Источник: Wikipedia

Успешному полету «Сокола» (именно так с английского переводится «falcon»), в ходе которого он доставил на 600-километровую орбиту 165-килограммовый макет спутника, предшествовали три неудачных, первый из которых состоялся еще 24 марта 2006 года. Интересно, что старт этого носителя мог произойти годом ранее — Илон Маск вел переговоры с руководством базы ВВС США Ванденберг по поводу возможности запуска с ее территории весной 2005-го. Но американские военные не решились предоставить пусковое оборудование для «чужой» ракеты, к тому же не прошедшей ни одного летного испытания.

Что было дальше — всем хорошо известно. Конечно, Илон Маск имеет гражданство США, а компания SpaceX зарегистрирована в этой стране, и все ее пуски засчитываются как американские. Но именно с этого старта ведет свой отсчет все более широкое проникновение частного бизнеса в космическую отрасль, которое уже существенно ее изменило и продолжает менять.

Иранская «Надежда»

Сейчас Иран известен нам в первую очередь как производитель беспилотников «Шахед» — достаточно простых, однако от этого не менее смертоносных. Но еще в 60-х годах прошлого века эта страна начала развивать собственные ракетные технологии. Научно-технический прогресс существенно затормозился после Исламской революции, поэтому к созданию национальной ракеты-носителя Иран подошел уже в новом тысячелетии. В 2004 году возникло Иранское космическое агентство.

17 августа 2008 года состоялся первый старт жидкотопливной двухступенчатой ракеты «Сафир-2» (в переводе с персидского — «Посланник») с полигона Семнан. Иранские СМИ сообщили о достижении всех целей испытаний. Впрочем, разведывательные данные, добытые ЦРУ и Израилем, свидетельствовали о другом: носитель должен был вывести на орбиту полезную нагрузку, но из-за аварии первой ступени это ему не удалось.

Лишь 2 февраля 2009 года Иран смог вывести на низкую околоземную орбиту 26-килограммовый аппарат «Омид» («Надежда»), что было подтверждено американскими и европейскими службами наблюдения за космическим пространством. После этого Исламская республика осуществила всего три успешных орбитальных запуска.

Состязание двух Корей

В начале XXI века на Дальнем Востоке развернулась уменьшенная версия «космической гонки», участниками которых стали две Кореи: Северная (Корейская Народно-Демократическая Республика) и Южная (Республика Корея). Последняя начала свою космическую программу еще в 1989 году, а в 2002-м совершила тестовый суборбитальный запуск своей ракеты KSR-III. Северокорейская активность в области ракетостроения тесно связана с военными приготовлениями и развивается в условиях строгой секретности, поэтому информации о ней чрезвычайно мало.

Обоим участникам «гонки» достаточно активно помогала россия: Южной Корее — за немалые деньги, Северной — по идеологическим соображениям. По-видимому, своему другу Киму Чен Иру россияне помогали активнее, хотя северокорейские ракетчики и не успели порадовать его своими достижениями при жизни (второй президент КНДР скончался 17 декабря 2011 года). Наконец, 12 декабря 2012-го ракета-носитель «Ынха-3», стартовавшая с полигона Сохе, вывела на орбиту высотой примерно 500 км стокилограммовый спутник «Кванменсон-3», что можно перевести как «яркая звезда». Никаких научных приборов он не нес, наземные средства контроля отслеживали его до конца 2014 года.

Южнокорейский спутник STSat-2C на околоземной орбите в представлении художника

Южнокорейский космический носитель «Наро-1» (KSLV-1) впервые стартовал 25 августа 2009-го, но доставить полезную нагрузку на орбиту он не смог. Это произошло только во время его третьего запуска, состоявшегося 30 января 2013 года. Тогда на орбиту с перигеем 300 км и апогеем 1433 км был выведен спутник STSat-2C. Как и его северокорейский предшественник, он весил около 100 кг. В космосе этот аппарат пробыл до ноября 2019-го.

* * *

В разное время к космическому клубу пытались присоединиться Бразилия и Южная Африка, но по тем или иным причинам им это не удалось. Определенные перспективы в этом смысле имеются у Индонезии и Новой Зеландии — на территории последней уже существует действующий космодром, с которого запускает свои ракеты американская компания Rocket Lab. Подобные амбиции высказали также Турция и Саудовская Аравия. Украина сможет это сделать, только если создаст собственную систему воздушного старта, поскольку из-за высокой плотности населения в соседних странах построить стартовую площадку на украинской территории невозможно.