12 интересных фактов о Плутоне

Свыше семидесяти лет Плутон носил звание девятой планеты Солнечной системы, пока в 2006 году Международный астрономический союз (МАС) не «разжаловал» его, переклассифицировав в карликовую планету. Но это обстоятельство вовсе не делает Плутон менее интересным. Мы собрали двенадцать наиболее увлекательных фактов об этом далеком и необычном мире.

Плутон был найден в ходе поисков планеты X

Плутон был открыт 18 февраля 1930 года астрономом Клайдом Томбо, работавшим на телескопе обсерватории Лоуэлла. Он занимался поисками планеты X — гипотетического небесного тела, оказывающего воздействие на орбиту Урана. В работе Томбо использовал блинк-компаратор: прибор, позволяющий сравнивать две фотографии одного и того же участка неба с целью обнаружения сместившихся объектов, соответствующих пока еще неоткрытым планетам. Плутон был найден на снимках, сделанных Клайдом Томбо 28 и 29 января 1930 года.

Первооткрыватель Плутона Клайд Томбо. Источник: wikipedia.org

Плутон мог быть найден на несколько десятилетий раньше

Как это часто бывает в астрономии, Томбо не был первым, кто увидел Плутон. Впервые он был запечатлен на снимке, сделанном Эдвардом Барнардом еще в 1909 году. Но целью его наблюдений был не поиск планет, а комета Галлея. Поэтому астроном не имел практически никаких шансов понять, что небольшая точка на фотопластинке является не одной из многочисленных звезд, а чем-то более необычным.

Сделанная в 1909 году фотография, на которой запечатлен Плутон. Источник: Smithsonian Magazine

Куда более реальная возможность найти Плутон имелась у астрономов обсерватории Лоуэлла, целенаправленно искавших планету Х. В 1915 году они дважды сфотографировали участок неба, где на тот момент находилась карликовая планета. К сожалению, на одном из снимков изображение Плутона наложилось на звезду, а на другом попало на дефект пластинки. В результате открытие состоялось на 15 лет позже.

Название «Плутон» предложила 11-летная девочка

После открытия нового тела различными учеными был предложен целый ряд вариантов его названия. Среди них Зевс, Минерва, Кронос, а также Персиваль — в честь Персиваля Лоуэлла, основателя обсерватории Лоуэлла и основного спонсора поисков планеты X.

Венеция Берни. Источник: Venetia Phair

В итоге было выбрано имя, предложенное 11-летней Венецией Берни.  На вопрос дедушки как бы она назвала новую планету, девочка ответила, что раз она такая далекая и холодная, то ее нужно назвать «Плутон», в честь римского бога подземного царства. Этот вариант так понравился деду, что он рассказал о нем знакомому профессору астрономии, который в свою очередь передал его работникам обсерватории Лоуэлла. Во время последующего голосования по выбору имени планеты те единогласно выбрали вариант Плутон. Это название не только соответствовало давней традиции называть планеты в честь богов, но и отдавало своеобразную дань уважения Персивалю Лоуэллу, поскольку его две первые буквы соответствовали инициалам П. Л.

Открытие Плутона было сделано из-за ошибки в расчетах

Поскольку астрономы никак не могли разглядеть диск Плутона даже в самые мощные телескопы, то на протяжении многих десятилетий считалось, что по массе он похож на Землю, но при этом обладает очень темной поверхностью, которая почти не отражает свет.  Все изменилось в 1978 году, когда американский астрофизик Джеймс Кристи обнаружил, что у Плутона есть как минимум один спутник (он получил название Харон).

Сделанные в 1978 году фотографии Плутона, позволившие открыть Харон. Источник: U.S. Naval Observatory

Благодаря открытию Харона, астрономы сумели наконец определить массу Плутона. Выяснилось, что она в 500 раз меньше массы Земли. Следовательно, Плутон не мог оказать никакого влияния на Уран. Точка в этой истории была поставлена в следующем десятилетии, когда зонд Voyager 2 уточнил массу Нептуна и обнаружил, что она изначально была определена с погрешностью. После ее устранения оказалось, что Уран не испытывает никаких необъяснимых воздействий со стороны неизвестных тел. Это значит, что планеты Х в ее традиционном  понимании никогда не существовало, а открытие Плутона является счастливой случайностью, сделанной на основе изначально ошибочных расчетов.

Иногда Плутон приближается к Солнцу ближе чем Нептун

Орбита Плутона сильно отличается от орбит планет Солнечной системы — у нее намного больший  эксцентриситет и наклон к плоскости эклиптики. В афелии он удаляется от Солнца на 7,3 млрд км, а в перигелии приближается к нему на 4,4 млрд км. Это меньше, чем расстояние между Солнцем и Нептуном. В результате во время каждого витка некоторое время Плутон находится ближе к Солнцу, чем Нептун. В предыдущий раз подобное событие происходило с 1979 по 1999 год, в следующий раз оно случится в период с 2227 по 2247 год.

Орбита Плутона. Источник: Astrobites

Плутон посетил лишь один космический аппарат

За всю истории Плутон пока что посетил лишь один космический аппарат — зонд New Horizons. Он был запущен в январе 2006 года и достиг своей цели в июле 2015 года. Любопытно, что в момент запуска New Horizons, Плутон еще носил звание планеты.

Зонд New Horizons в представлении художника. Источник: J. Olmsted (STScI)

Плутон перестал считаться планетой в 2006 году

Решение об исключении Плутона из списка планет было принято на сессии МАС в августе 2006 года. Оно было вызвано открытием в начале нулевых нескольких транснептуновых объектов, по размеру и массе сравнимых с Плутоном. Это поставило перед астрономами дилемму — либо признать все эти тела планетами, либо объединить их в новую категорию и переклассифицировать Плутон. В итоге был выбран второй вариант и Плутон стал карликовой планетой. Стоит отметить, что некоторые ученые не приняли новую классификацию и надеются в будущем добиться пересмотра решения МАС.

Плутон меньше Луны

Благодаря визиту New Horizons, ученые сумели определить точные размеры Плутона. Диаметр карликовой планеты равен 2380 км. Площадь его поверхности составляет 17,7 млн км. Таким образом, Плутон меньше нашей Луны, чей диаметр равен 3480 км.

Плутон в естественных цветах. Источник: NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute/Alex Parker

Небо на Плутоне голубого цвета

Несмотря на небольшие размеры и массу, у карликовой планеты имеется собственная атмосфера.  Она очень разрежена и состоит из газов, испаряющихся из поверхностного льда (в основном азота и метана). Под воздействием солнечного света, в ней формируются более сложные соединения, которые формируют характерную голубую дымку, достигающую высоты 200 км.

Голубая дымка атмосферы Плутона. Источник: NASA/JHUAPL/SwRI

Поскольку в афелии Плутон получает в 2,8 раза меньше солнечного света, чем в перигелии, давление у его поверхности заметно меняется в течение местного года. Однако многие детали этого процесса пока что неизвестны ученым. Согласно некоторым моделям, во время прохождения афелия газовая оболочка Плутона полностью вымерзает и выпадает на его поверхность. По другим расчетам, карликовая планета все же сохраняет часть своей атмосферы на протяжении всего года.

У Плутона есть «сердце»

Главной достопримечательностью Плутона является «сердце» — гигантский регион характерной формы диаметром 1600 км, получивший обозначение область Томбо. Ее западная часть называется равнина Спутника. Это одно из самых удивительных образований во всей Солнечной системе. Равнина покрыта множеством плит, состоящих из яркого азотного льда. Согласно наиболее популярной версии, этот регион является гигантским ударным кратером, который со временем заполнился замерзшими газами из атмосферы Плутона.

Равнина Спутника на Плутоне. Источник: NASA / Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory / Southwest Research Institute

У Плутона есть пять спутников

На сегодняшний день, астрономам известно пять спутников Плутона. Крупнейшим из них является Харон. Его диаметр составляет 1200 км. Четыре остальных спутника представляют собой относительно небольшие ледяные тела неправильной формы. Считается, что они представляют собой обломки, оставшиеся от какого-то древнего столкновения.

Семейный портрет Плутона и его спутников Харона, Никты и Гидры. Источник: NASA/JHUAPL/SwRI

Плутон и Харон могут быть двойной системой

Поскольку масса Харона всего в восемь раз меньше массы Плутона, их общий центр тяжести расположен вне поверхности Плутона. Поэтому карликовая планета и ее спутник обращаются вокруг общей точки в пространстве и постоянно повернуты друг к другу одной и той же стороной. Кроме того, расстояние между ними составляет всего 19,5 тысячи км — в двадцать раз меньше дистанции между Землей и Луной.

Плутон и Харон (расширенные цвета). Источник: NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute

Исходя из этих факторов, некоторые астрономы считают, что корректнее рассматривать Плутон и Харон не как основное тело и его спутник, а как бинарную (двойную) систему.