Что означает «эксцентриситет орбиты» на астрономическом жаргоне

Продолжаем исследовать странный и удивительный мир терминов и жаргона из астрономии. В прошлый раз мы разбирали, что такое точки Лагранжа, на одной из которых уже обосновался телескоп James Webb. Также объясняли, что такое теория Большого взрыва простыми словами. В этой публикации мы расскажем, что такое эксцентриситет орбиты.

HD106906 b
Это изображение экзопланеты под названием HD106906 b, занимающее маловероятную орбиту вокруг двойной звезды на расстоянии 336 световых лет от нас. Это первый раз, когда астрономам удалось измерить движение массивной планеты, похожей на Юпитер, вращающейся очень далеко от двойных звезд-хозяев. Изображение: Universetoday

Эксцентриситет — это мера того, насколько круговой является орбита. Эксцентриситет 0 означает, что орбита представляет собой идеальный круг. Все, что находится между 0 и 1, является эллиптической орбитой. Если эксцентриситет равен 1, то это будет парабола, которая вообще не является орбитой, а скорее траекторией ухода. Значение больше 1 — это орбита в форме гиперболы, которая также является траекторией ухода.

Примеры орбит в Солнечной системе

Эксцентриситет орбиты Земли составляет 0,0167, и поэтому это почти идеальный круг. Более того, это значение увеличивается и уменьшается в течение сотен тысяч лет из-за крошечных гравитационных взаимодействий с другими планетами. Из всех планет Солнечной системы самым высоким эксцентриситетом орбиты обладает Меркурий со значением 0,2. У Венеры и Нептуна этот показатель самый низкий — 0,0068 и 0,0112 соответственно.

Объекты внешнего пояса Койпера, такие, как карликовые планеты Эрида и Седна, имеют очень высокий эксцентриситет. Например, в перигелии (ближайшей к Солнцу точке орбиты небесного тела) расстояние от Седны до нашей звезды составляет 76 а.е., в то время как в самой удаленной точке своей орбиты (афелии) она находится на расстоянии 937 а.е. Это дает ей орбитальный эксцентриситет 0,855.

Большинство долгопериодических комет имеют большой эксцентриситет. Например, комета Галлея имеет значение 0,967. Это очень длинный тонкий эллипс, но она все равно остается на орбите и периодически будет возвращаться во внутреннюю часть Солнечной системы.

В качестве еще одного интересного примера можно вспомнить астероид Оумуамуа. Он обладал эксцентриситетом 1,2. Такое значение означает, что он никогда не был гравитационно связан с Солнцем, а лишь пролетал мимо.

Экзопланеты

Известные экзопланеты, как правило, имеют более высокий эксцентриситет, чем планеты Солнечной системы. Это, вероятно, связано с предвзятостью в нашей способности обнаруживать их. Нынешние методы обнаружения экзопланет имеют тенденцию находить объекты с очень большим удалением от своей родительской звезды. В этом случае в удаленной системе обычно мы наблюдаем одну или несколько планет.

Гравитационное взаимодействие многих планет помогает округлить орбиты и уменьшить общий эксцентриситет. Поскольку в этих системах, как правило, есть только одна большая планета, нет никакого другого взаимодействия, которое могло бы сгладить ее орбиту.

Напомним, что ранее мы объясняли, что произойдет с человеческим телом в космическом вакууме.