Жемчужины октябрьского неба (часть 1)

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

В октябре в средних широтах Северного полушария ночь опускается на землю с каждым днем все раньше и раньше. Небо почти все время покрыто облаками, часто проливающимися дождем. Однако и в такую пору иногда бывают погожие дни. Холодный воздух чист и прозрачен, а по ночам небо мерцает тысячами звезд. В такие ночи, если на небе отсутствует Луна, можно, блуждая осенними созвездиями, отыскать множество сокровищ глубокого космоса: галактик, звездных скоплений, планетарных и диффузных туманностей, двойных и кратных звезд. Какие же астрономические события ожидают нас в первой половине октября?

Осеннее ночное небо. Источник: static.wixstatic.com

10 октября около 4h произойдет соединение Луны и Меркурия. Угловое расстояние между ними составит около 5° (с территории Украины это явление не наблюдается). В тот же день ближе к вечеру наш естественный спутник пройдет в 10° севернее Венеры, что в наших широтах тоже наблюдать будет практически невозможно.

11 октября вскоре после полуночи по киевскому времени произойдет соединение Луны с Юпитером. Перед их заходом для украинских наблюдателей видимое расстояние между светилами составит примерно 5°.

14 октября состоится соединение Меркурия с Венерой, недоступное для наблюдений в Украине (планеты опустятся за горизонт почти сразу после Солнца).

15 октября перед рассветом можно будет увидеть тесное соединение Луны и Сатурна — они окажутся менее чем в 2° друг от друга.

В первой половине ночи вблизи зенита находится цепочка звезд почти одинакового блеска, образующих созвездие Андромеды (оно содержит сотню 100 звезд, видимых невооруженным глазом, три из них — α, β, δ — имеют вторую звездную величину). Несмотря на то, что это созвездие достаточно велико, оно содержит не так уж много примечательных объектов дальнего космоса.

Созвездие Андромеды и его основные достопримечательности. Источник: Источник: wikimedia.org

Взоры всех любителей астрономии неизменно привлекает Туманность Андромеды, известная с глубокой древности. Общеизвестное ее описание дал арабский ученый Ас-Суфи (903-986) еще в 964 г. Европейские историки приписали открытие туманности немецкому астроному Симону Марию, который наблюдал ее в 1612 г. с помощью телескопа. Это самая крупная галактика Местной группы — по некоторым оценкам, она содержит порядка триллиона звезд. Наш Млечный Путь занимает второе место, он в 4-5 раз меньше Туманности Андромеды.

Поиски M31 (3,4m) не составляют большого труда. Достаточно лишь найти звезду ν (ню) Андромеды — и галактика тоже окажется в поле зрения астрономического инструмента, особенно если он имеет большое поле зрения. В хорошую ночь в мощный телескоп она прослеживается до 3° в длину, а на фотографиях имеет размеры до 4°.

Галактика Андромеды и два ее самых ярких спутника. Источник: Adam Evans

Как и Млечный Путь, M31 тоже имеет спутники — эллиптические галактики M32 и M110. Первая из них (ее блеск оценивается в 8,lm) представляет собой карликовую звездную систему. Своим притяжением она искажает структуру близлежащего спирального рукава Туманности Андромеды. Поверхностная яркость M32 достаточно высока, поэтому ее без труда можно увидеть в телескопы диаметром более 60 мм как «размытую» звездочку недалеко от яркого центра M31. В 150-миллиметровый рефлектор отчетливо видны почти круглая форма галактики и почти звездообразное ядро.

Такой же суммарный блеск (чуть меньше 8m) имеет карликовая галактика M110, также гравитационно связанная со своей более крупной соседкой. По классификации Хаббла она относится к классу Е5 (Е6).

В 3,3° к востоку от звезды γ Андромеды находится еще один объект далекого космоса — галактика NGC 891 (10m), видимая с ребра. Однако из-за малой поверхностной яркости искать ее лучше с использованием телескопа диаметром не менее 100 мм на темном незасвеченном небе. Характерная особенность этой системы — широкая полоса темной материи, протянувшаяся в ее экваториальной плоскости. Визуально эта полоса заметна только в инструменты с апертурой не менее 200 мм при увеличениях более 100 крат.

Звезда γ Андромеды позволит также отыскать рассеянное скопление NGC 752 (5,7m), содержащее не менее 90 звезд блеском от 8,5m. Оно расположено сравнительно близко к Солнцу и занимает значительную площадь на небе. В 150-миллиметровый телескоп в нем можно насчитать 50-60 звезд до 12-й величины без заметной концентрации к центру.

Заметно сложнее увидеть галактику NGC 404 (10m), расположенную возле звезды Мирак — β Андромеды (поэтому она получила неофициальное название «Призрак Мирака»). Чтобы выделить ее из яркого околозвездного ореола, необходим инструмент с объективом не менее 130 мм. В 250-миллиметровый рефлектор она выглядит как округлое пятнышко света 4′ в диаметре с более яркой сердцевиной.

В созвездии Андромеды расположена только одна яркая планетарная туманность NGC 7662 (8,3m; 32×28″), входящая в десятку самых ярких подобных объектов земного неба. Она достаточно известна и даже имеет собственное название — «Голубой снежок». Ее несложно обнаружить уже с помощью небольшого 60-миллиметрового рефрактора, при увеличениях до 30 крат она выглядит бирюзовой звездочкой. Искать ее лучше всего, «отталкиваясь» от звезды ι (йота) Андромеды. Затем нужно перевести искатель на звезду 13 Андромеды, расположенную в 2° западнее, в 26′ к юго-западу от которой находится искомый объект. Если телескоп имеет малое поле зрения, лучше воспользоваться поисковой картой, где в качестве «последней остановки» удобнее взять звезду TYC 3238-1161-1 (8,3m), находящуюся всего в 8,5′ восточнее NGC 7662.

Туманность NGC 7662 «Голубой снежок» на снимке телескопа Hubble. Источник: NASA

В 250-миллиметровый рефлектор при увеличении 150× туманность видна как «рыхлый» шарик синеватого цвета с более темным центром. Она действительно напоминает снежок, зависший на фоне черноты космоса. Если смотреть боковым зрением, NGC 7662 утрачивает объем и насыщенность цвета (превращаясь в плоский зеленоватый диск), зато выглядит крупнее и ярче. В местностях, лежащих севернее 48-й широты, она является незаходящим объектом. В 1,8° юго-западнее видна тонкая полоска света — спиральная галактика NGC 7640 (11m).

В северо-западной части созвездия находится цепочка из трех звезд, имеющих обозначения 3, 7 и 8 Андромеды. Последняя из них служит удобным ориентиром для поиска рассеянного скопления NGC 7686 (5,6m; 15′). В 150-миллиметровый телескоп здесь можно заметить дюжину звезд 7-12m, в центре скопления выделяется относительно яркая оранжевая звезда шестой величины.

С юго-запада к Андромеде примыкает обширное созвездие Пегаса. Они образуют большой «небесный ковш», примерно вдвое превышающий по площади знаменитый ковш Большой Медведицы.

Созвездие Пегаса и его основные достопримечательности. Источник: Источник: wikimedia.org

Главной достопримечательностью Пегаса является яркое шаровое скопление M15 (6,3m). По степени концентрации звезд к центру его относят к IV классу. Его линейный диаметр составляет не менее 120 световых лет, на небе мы видим его под углом 13′. Это один из самых ярких представителей шаровых скоплений на осеннем небе. В отсутствие Луны и искусственной засветки при хорошем зрении его нетрудно увидеть невооруженным глазом как туманную звездочку на продолжении отрезка прямой, проходящей через звезды ε и τ Пегаса. Впрочем, тут возможны ошибки: рядом со скоплением находится примерно равная ему по яркости одиночная близлежащая звезда. M15 хорошо видно в полевой бинокль, хотя его диффузная природа не сразу различима. Суммарная яркость сотен тысяч звезд, входящих в состав скопления, в 360 тыс. раз превышает яркость Солнца. Повышенная плотность светил в его центре связана с наличием там черной дыры промежуточной массы (порядка нескольких тысяч солнечных масс).

Шаровое скопление M15 (снимок сделан телескопом Hubble). Источник: NASA/ESA/Hubble

Внешние части скопления (содержащие звезды от 12,5m) разрешаются уже в 150-миллиметровый инструмент, но разделить на отдельные светила его центр не могут даже крупнейшие наземные телескопы. Четкие изображения ядра M15 были получены орбитальной обсерваторией Hubble в 2000 г. Снимок охватывает область диаметром 1,6 светового года, внутри которой находятся десятки тысяч звезд (их плотность там в 100 тыс. раз больше, чем в окрестностях Солнца).

Почти точно в центре скопления располагается крошечная (звездообразная) планетарная туманность PK 66-27.1. Ее можно обнаружить при помощи узкополосного интерференционного фильтра OIII, поскольку большая часть излучения этого объекта приходиться на зеленую линию дважды ионизированного кислорода. Фильтр «отсекает» основную часть света звезд и выделяет туманность на их фоне. Это одна из четырех планетарных туманностей в шаровых скоплениях, открытых к настоящему времени.

M15 содержит довольно большое количество переменных звезд, 112 из которых находятся в ядре. В скоплении было найдено, по меньшей мере, 9 пульсаров (включая одну возможную систему двойного пульсара).

По обширным пространствам Пегаса рассыпано множество галактик, но лишь два десятка из них имеют блеск выше 12-й звездной величины. Самой яркой и крупной из них является NGC 7331 (9,4m). Ее можно обнаружить в 80-миллиметровый телескоп в 4,5° к северу желтой звезды 3-й величины Матар — η (эта) Пегаса.

Галактика NGC 7331. Источник: Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona

В инструменты диаметром 150 мм галактика видна как туманное пятно овальной формы, в центре которого заметно дискообразное ядро. После адаптации глаза можно заметить, что внешние части туманного свечения имеют клочковатую структуру. В телескопы с апертурой более 350 мм края спиральных ветвей видны уже вполне отчетливо. С их помощью можно заметить и темную полосу, отделяющую западный спиральный рукав от ядра, а также несколько близлежащих слабых галактик.

Всего в полуградусе к юго-западу от NGC 7331 находится компактная группа галактик, называемая «Квинтет Стефана». Она состоит из пяти взаимодействующих систем: NGC 7317, 7318 (А+В), 7319 и 7320. Их блеск соответственно равен 13,6m, 12,8m, 13,1m и 12,6m. Здесь желательно использовать телескоп с диаметром объектива более 250 мм. Группа красиво смотрится на фотографиях, когда становятся видны во всей красе причудливые формы взаимодействующих галактик. Одна из них «падает» на другую со скоростью миллионы километров в час, образуя огромную межгалактическую ударную волну.

«Квинтет Стефана» (снимок телескопа Hubble). Слева вверху видна голубоватая галактика NGC 7320, находящаяся на расстоянии около 40 млн световых лет — в 6-7 раз ближе остальных членов группы, активно взаимодействующих между собой. Источник: NASA, ESA, and the Hubble SM4 ERO Team

При столкновении двух галактик NGC 7318B и NGC 7318A образовались обширные облака молекулярного водорода — здесь наблюдается один из самых «продуктивных» его источников из когда-либо замеченных. Данное явление было обнаружено международной командой ученых из Института ядерной физики Общества Макса Планка в Гейдельберге. Изучение этого явления может помочь нам составить представление о том, что происходило на ранних этапах образования Вселенной, примерно 10 млрд лет назад.

Галактика NGC 7217 (снимок сделан телескопом Hubble). Источник: NASA/ESA/Hubble

В северо-восточной части Пегаса находится звезда 4-й величины, обозначаемая буквой π (пи), которая поможет нам отыскать относительно яркую галактику NGC 7217 (10,2m). Наведя телескоп на звезду, «опустимся» на 1,8° к югу и повернем телескоп на 0,4° к западу. В 80-миллиметровые инструменты здесь видно диффузное пятно диаметром 3-4′ с заметным повышением яркости к центру. Всего в нескольких угловых минутах к юго-востоку от галактики светит слабая звезда 10,7m. Более крупные телескопы покажут звездообразное ядро блеском ~12m и на пределе — спиральные ветви этой системы, видимой почти «плашмя». При дальнейшем росте апертуры и увеличения она становиться более похожей на далекие звездные скопления, причиной чего, вероятно, служит своеобразная зернистая структура ее периферийных областей.

В следующей статье вы узнаете о других интересных объектах и событиях октябрьского неба.