Ракета Falcon 9 успешно вывела в космос телескоп TESS

Космические технологии

Сегодня ночью с космодрома на мысе Канаверал была запущена ракета Falcon 9, которая успешно вывела на орбиту космический телескоп TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite). Он будет заниматься поиском экзопланет у двухсот тысяч ближайших к нам и наиболее ярких звезд.

TESS в представлении художника. Источник: NASA
TESS имеет размеры 3,7×1,2×1,5 м, его стартовая масса составляет 350 кг. Как и телескоп Kepler, он будет искать экзопланеты при помощи транзитного метода — по периодическим изменениям яркости светил, вызванным прохождениями по их дискам планетоподобных спутников. Основное отличие между двумя космическими обсерваториями заключается в их поле обзора. Kepler изучал фиксированный участок неба, его задачей было узнать, насколько в принципе распространены экзопланеты. Задача TESS — поиск подобных тел у ближайших к нам звезд. Для этого он оснащен четырьмя широкоугольными камерами с общим полем обзора в 90°.
Изменение кривой блеска звезды во время транзита экзопланеты. Источник: NASA

Изначально TESS был выведен на суперсинхронную переходную орбиту с перигеем 200 км и апогеем 270 тыс. км. В последующие недели космический аппарат выполнит пять включений двигателя, которые переведут его на траекторию облета Луны. По их завершении он совершит финальный маневр и выйдет на рабочую орбиту с перигеем 108 тыс. км и апогеем 375 тыс. км. На ней телескоп будет находиться в орбитальном резонансе 2:1 по отношению к Луне.

Выполнение всех описанных маневров займет два месяца и потребует использования около 80% запасов горючего, имеющегося на борту TESS. Того, что останется, должно хватить как минимум на два года работы. Если во время запуска вторая ступень Falcon 9 отработала эффективнее номинальных возможностей, теоретически у аппарата может остаться запас топлива на 15 лет.
Подготовка TESS к запуску. Источник: NASA
Ожидается, что за время своей миссии TESS сумеет обнаружить несколько тысяч экзопланет. Он также сможет регистрировать некоторые астрономические феномены — например, гамма-всплески. Все собранные данные будут передаваться на Землю со скоростью 100 мбит/c.
TESS внутри головного обтекателя ракеты Falcon 9. Источник: NASA

Стоит отметить, что запуск TESS оказался знаковым событием для компании SpaceX. Это вторая миссия, в рамках которой ракета Falcon 9 использовалась для вывода груза за пределы геостационарной орбиты. Кроме того это был последний полет, для которого компания использовала совершенно новую первую ступень модификации Block 4. С мая SpaceX планирует перейти на использование ракет Falcon-9 «финальной» модификации Block 5.

Что же касается ступени, использованной для запуска TESS, то она после завершения работы совершила мягкую посадку на автономную баржу в Атлантическом океане. Для SpaceX это уже 24-я успешная посадка первой ступени.