«Звездные ясли» в объективе VLT

Представленное изображение было получено приемником MUSE, смонтированном на Очень большом телескопе Европейской Южной обсерватории (VLT ESO). На нем можно увидеть регион активного звездообразования, расположенный в сердце спиральной галактики NGC 5236, также известной под неофициальным названием «Южная вертушка». Она находится на расстоянии примерно 15 млн световых лет от Млечного Пути в созвездии Гидры.

Регион активного звездообразования в центре галактики NGC 5236. Источник: ESO/TIMER survey

NGC 5236 получила столь необычное прозвище из-за красивой формы спиральных ветвей, а также из-за своего расположения в южном полушарии небесной сферы. Она содержит множество ярких областей активного звездообразования — в том числе и ту, которая попала на снимок VLT.

При благоприятных условиях, которые сравнительно часто возникают внутри рукавов спиральных галактик, холодные молекулярные облака, состоящие преимущественно из водорода, могут начать уплотняться, что со временем приводит к формированию новых светил. В крупных облаках появление новорожденной звезды может запустить «эффект домино», ускоряя процессы сжатия межзвездного газа. В результате образуется еще большее количество молодых звезд.

Галактика NGC 5236 (фото Hubble). Источник: NASA, ESA, and the Hubble Heritage Team (STScI/AURA) Acknowledgement: William Blair (Johns Hopkins University)

Однако в галактическом центре в действие вступают иные факторы. Расположенная в ядре NGC 5236 сверхмассивная черная дыра притягивает к себе огромные массы вещества. В то же самое время из ее окрестностей исходят мощные джеты, выбрасывающие в окружающее пространство большое количество материи. Поэтому процессы звездообразования в центральном регионе галактики отличаются исключительно высокой степенью интенсивности и хаотичности.