Звездные треки над Паранальской обсерваторией

Наша Земля не только обращается вокруг Солнца по эллитической орбите, но и вращается вокруг своей оси. Из-за этого нам кажется, что звезды и планеты описывают на небе широкие дуги вокруг полюса мира. Их также называют звездными треками.

Звездные треки над вершиной горы Серро-Параналь. Источник: ESO/F. Kamphues

Представленное изображение было получено штатным фотографом Европейской Южной обсерватории. Оно демонстрирует звездные треки над горой Серро Параналь. В кадре мы видим ведущую к вершине дорогу и два из четырех основных телескопов («юнитов») Очень большого телескопа (VLT ESO).

Но это еще не все. На фотографии также виден протянувшийся через ночное небо оранжевый луч. Это след от лазеров одного из «юнитов» VLT. Он подсвечивает слой атомарного натрия в верхних слоях атмосферы, создавая так называемую искусственную звезду. Лазеры являются частью системы адаптивной оптики уникального инструмента. Сравнивая эталонные и реальные параметры искусственной звезды, компьютер может рассчитать картину атмосферной турбулентности в направлении на нее и компенсировать ее путем изменения формы вторичного зеркала телескопа.