«Звездная штора» поможет найти планеты, похожие на Землю

Ученые создали революционную технологию для поиска миров, похожих на Землю. Она состоит из инструмента под названием «звездная штора», блокирующего свет звезды и оптоволоконного устройства, способного усилить сигнал от самой планеты.

«Звездная штора» в воображении художника
«Звездная штора» в представлении художника. Источник: www.jpl.nasa.gov

Спрятанные в сиянии

Мир вошел во время массового открытия экзопланет и обнаружения среди них миров, похожих на наш собственный. Обычно в качестве главного инструмента для их обнаружения упоминается космический телескоп James Webb. Однако вполне возможно, что успеха достигнут более специализированные приборы.

Например, недавно вышло исследование, где ученые предложили новую технологию, которая на самом деле состоит из двух ранее уже известных инструментов. Первый из них представляет устройство, «отсекающее» свет звезды, вокруг которой вращается планета.

Именно этот свет является главной причиной того, что мы в основном открываем миры косвенными методами. Они просто теряются в лучах своих звезд. С этой проблемой астрономы начали бороться еще в 30-х годах. Тогда для исследования Солнца на телескопы начали устанавливать коронографы — специальные маски, заслоненные от наблюдателя центральным источником света.

Когда люди начали искать экзопланеты, то использовали тот же метод. Все имеющиеся изображения экзопланет получены с помощью коронографов, закрывающих свет звезды. Однако такой метод не обеспечивает достаточной точности, ведь размещать это устройство приходится внутри телескопа.

«Звездная штора»

Чтобы увидеть планеты, похожие на Землю, исследователи предлагают устройство, которое они назвали «звездная штора». По сути, это тот же коронограф, только его вынесли за пределы телескопа и установили так, чтобы расстояние между ним и объективом можно было изменять и подстраивать под источник излучения.

Особенно перспективной эта технология выглядит для космических телескопов. В их случае «звездная штора» будет представлять отдельный космический аппарат, заслоняющий засветку от звезды, чтобы увидеть ее планеты.

Лучше всего «звездную штору» использовать для исследования красных карликов. Считается, что вокруг этих крошечных звезд вращается самое большое количество планет. Но зоны обитаемости их маленькие и увидеть их современными методами невозможно.

Фотоника

Однако красные карлики — очень тусклые звезды, а свет, отраженный от их планет, еще меньше. Так что одной только «звездной шторы» может оказаться мало. И здесь в действие вступает второй элемент, входящий в состав новой технологии.

Он называется фотоникой. Этим словом обычно обозначаются все технологии, позволяющие управлять движением отдельных фотонов. Зачастую мы с ней сталкиваемся в оптоволоконных кабелях, хотя есть и проекты создания вычислительных машин на ее основе.

В системах поиска других миров предлагается применять подобные системы. Например, свет на краю «звездной шторы» может быть сфокусирован прямо на оптический кабель и по нему передан на чувствительный детектор. Таким образом можно получить изображение даже очень тусклых планет.