Звезда V Стрелы: когда вспыхнет сверхновая?

Ученые исследовали звезду V Стрелы, которая представляет собой двойную систему, окруженную диском газа и пыли. В ближайшие миллионы лет она должна вспыхнуть как сверхновая.

Система V Стрелы
Система V Стрелы. Источник: Universe Today

Ученые исследовали систему V Стрелы

Астрономы из Китайской академии наук использовали данные космического телескопа Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) для изучения звезды V Стрелы. Эта двойная система относится к катаклизматическим переменным. Она состоит из светила главной последовательности, обращающегося вокруг сверхплотного объекта (белого карлика), причем настолько близко, что вещество активно перетекает с первого на второй. В исследовании, опубликованном в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, подробно описан этот процесс.

Также система интересна тем, что является так называемым мягким источником рентгеновского излучения. Его источником является газ, который падает на белый карлик и превращается в высокотемпературную плазму. Именно анализу того, какое количество вещества перетекает со звезды на карлик, и было посвящено исследование.

В частности, ученые выяснили, что вещества, выбрасываемого в космос, значительно больше, чем считалось по результатам предыдущих исследований. Оно формирует вокруг звезды диск, форма которого все время меняется. Он нестабилен и его внешние части постоянно теряют материал.

Когда вспыхнет сверхновая?

Подтверждено, что период обращения компонентов вокруг общего центра масс постепенно уменьшается. Происходит это также из-за перетекания вещества на белый карлик. Часть материи попадает на его поверхность, где накапливается до тех пор, пока ее не станет слишком много и в ней не начнется неконтролируемая термоядерная реакция. Происходящая в результате масштабная вспышка является причиной того, что этот тип переменных назвали катаклизмическими.

Но основная часть материи остается в аккреционном диске вокруг звезды. И когда происходит вспышка, это вещество рассеивается в окружающем пространстве. Вместе с ним теряется и часть момента инерции системы. Как результат, ее компоненты все время сближаются. Завершиться все это должно взрывом сверхновой в ближайший миллион лет. Произойдет это тогда, когда масса карлика преодолеет так называемый предел Чандрасекара, составляющий примерно 1,4 массы Солнца. После вспышки белый карлик превратится в нейтронную звезду.