Землеподобные планеты могут образовываться даже в экстремальных условиях

Ученые направили космический телескоп James Webb на туманность, являющуюся одной из самых экстремальных «звездных колыбелей». Здесь много молодых и горячих звезд, поэтому пространство пронизано жестким ультрафиолетовым излучением.

Газопылевой диск в туманности NGC 6357
Газопылевой диск в туманности NGC 6357. Источник: Maria Cristina Fortuna

Туманность «Омар»

Ученые, работающие с телескопом James Webb, направили его на туманность NGC 6357 и нашли там газопылевые диски, из которых в будущем могут образоваться планеты, похожие на Землю. Это облако межзвездного газа находится на расстоянии 5,5 тыс. световых лет от нас и напоминает какое-то фантастическое насекомое. Из-за этого оно получило название «Омар».

А еще туманность NGC 6357 является одной из самых заметных «звездных колыбелей». При этом светила, которые рождаются здесь из сгустков газа, достаточно необычны. Преимущественно они огромные и горячие и создают большое количество жесткого ультрафиолетового излучения.

Из-за этого все пространство туманности буквально пронизано энергией, поэтому исследователи сомневались, не разрушит ли излучение все молекулы, в результате чего образование планетных систем было бы невозможно. Но все же James Webb смог обнаружить здесь протопланетные диски.

Землеподобные планеты могут образовываться в экстремальных условиях

Протопланетные диски образуются из пыли и газа, вращающихся вокруг новорожденных светил. Со временем в них начинают появляться сгустки, которые называются планетезималями, а затем — и сами планеты, очищающие все вокруг от газа и пыли.

Ученых заинтересовал протопланетный диск XUE-1. Он образовался вокруг похожей на Солнце звезды, однако рядом с ней очень много ярких светил, поэтому астрономы считали, что хотя сам он выжил, молекулы, которые могли бы сделать планету пригодной к жизни, — точно нет.

Как же ученые были удивлены, когда спектрографы James Webb обнаружили в составе диска воду, углекислый и угарный газы, а также ацетилен. Все они в той или иной степени могут рассматриваться как биомаркеры. Это означает, что условия для жизни могут возникать в совсем необычных местах. В дальнейшем астрономы хотят исследовать еще 14 протопланетных дисков, которые они обнаружили внутри NGC 6357.