Человек без страховки. 40 лет со дня легендарного выхода в открытый космос

В фантастических фильмах астронавты часто используют для перемещения в космосе реактивные ранцы. Это нельзя назвать полной выдумкой. Такие установки действительно существовали и несколько раз использовались NASA в ходе реального космического полета. В первый раз это произошло 40 лет тому назад.

Космические мотоциклы NASA

Созданная NASA установка для перемещения в открытом космосе называлась MMU (Manned Maneuvering Unit). Она весила 158 кг и была оснащена 24 микродвигателями. В качестве топлива в ней использовались два шестикилограммовых баллона со сжатым азотом, обеспечивавших Δv в 25 м/с.

Астронавт Брюс Маккэндлес во время первого в истории выхода в открытый космос без страховки. Источник: NASA

Честь первым испытать MMU в космосе выпала астронавту Брюсу Маккэндлесу. Это произошло в ходе миссии STS-41-B. 7 февраля 1984 года Маккэндлес вышел в грузовой отсек шаттла Challenger, отстегнул страховочный фал, после чего удалился от корабля на расстояние в 98 метров. Таким образом, он стал первым в истории астронавтом, совершившим выход в открытый космос без страховки. В испытаниях MMU также принял участие и астронавт Роберт Стюарт.

Астронавт Брюс Маккэндлес во время испытания установки MMU. Источник: NASA

Во второй раз MMU была задействована в ходе миссии STS-41-С в апреле 1984 года. Ее целью являлся ремонт спутника SMM. Астронавт с MMU должен был подлететь к спутнику, «подцепить» его и обнулить вращение. Однако этот план сорвался — вращение SMM наоборот ускорилось. В итоге, его удалось остановить лишь по команде с Земли, после чего аппарат был захвачен при помощи манипулятора шаттла Challenger и отремонтирован на орбите.

Астронавт Джордж Нельсон пытается закрепиться на спутнике SMM при помощи установки MMU. Источник: NASA

В последний раз MMU использовались в ноябре 1984 года в ходе миссии STS-51-A. Целью миссии являлся возвращение на Землю спутников Palapa B2 и Westar 6, которые не сумели выйти на нужную орбиту.

Астронавт Дэйл Гарднер возвращается спутник Westar 6 используя установку MMU. Источник: NASA

В этот раз все прошло без каких-либо осложнений. Астронавты на «космических мотоциклах» подлетели к спутникам, после чего подтащили их к шаттлу Discovery. Аппараты были возвращены на Землю, что стало первым подобным случаем в истории. Впоследствии их снова запустили в космос.

Астронавт Дейл Гарднер позирует с табличкой «На продажу» после того, как ему удалость доставить спутники Palapa B-2 и Westar 6 в грузовой отсек шаттла Discovery. Источник: NASA

После катастрофы шаттла Challenger, NASA пересмотрела стандарты безопасности и отказалась от дальнейшего использованию MMU, сочтя их слишком рискованными. В результате оба использовавшихся астронавтами «космических мотоцикла» были отправлены в музей.

Современная система спасения астронавтов

Хотя установки MMU использовались совсем недолго, они все же оставили наследие в виде пришедшей им на смену системы SAFER. Она крепится к скафандру и предназначена для того, чтобы в случае отсоединения страховочного фала астронавт смог вернуться на космический корабль или станцию. SAFER весит 38 кг (из которых 1,2 кг приходится на азотное топливо) и может обеспечить Δv в 3 м/с.

Астронавт Карл Мид испытывает установку SAFER. Источник: NASA

Испытания SAFER состоялось в 1994 году в рамках миссии STS-64. Оно является последним на сегодняшний день выходом в открытый космос без страховки. Тест завершился успехом. С тех пор SAFER является частью стандартной комплектации всех американских скафандров, предназначенных для выхода в открытый космос.