Южные δ-Аквариды: межзвездный предшественник Персеид

Наверняка многие из вас слышали про Персеиды. Хотя это и не самый мощный метеорный поток года, он определенно самый известный и «раскрученный». И это неудивительно. Максимум Персеид приходится на август. С одной стороны, в это время в северном полушарии все еще теплые ночи, которые приятно проводить под открытым небом. С другой стороны, в августе Солнце уже заходит значительно раньше, а восходит значительно позже, чем в июне и июле. Это обеспечивает большую продолжительность темного времени суток, в ходе которых можно проводить наблюдения.

Однако мало кто знает, что Персеидам предшествует другой метеорный поток. Он слабее их, но имеет весьма любопытное происхождение и в 2024 году сложатся условия, обеспечивающие его наилучшие наблюдения. Этот поток называется Южные δ-Аквариды.

Межзвездный метеорный поток?

Метеорный поток возникает, когда Земля проходит через шлейф пыли, основными поставщиками которой являются кометы. Выброшенные ими частицы, движутся примерно по той же траектории, что и их «прародительница», поэтому для наземных наблюдателей порожденные ими метеоры выглядят расходящимися из одной точки на небесной сфере (радианта). Подавляющее большинство частичек этой пыли по размерам не превышают песчинку и без следа сгорают в земной атмосфере. Поэтому метеорные потоки не несут никакой угрозы для нашей планеты.

Радиант метеорного потока. Источник: GABRIEL GONZALEZ/GETTY IMAGES

Южные δ-Аквариды получили свое название потому, что их радиант расположен в созвездии Водолея вблизи звезды Дельта Водолея. Астрономам до сих пор неизвестно их точное происхождение. Сейчас наиболее вероятным кандидатом считается комета 96P/Мачхольца. Это весьма любопытный объект. Во-первых, она обладает крайне необычным химическим составом. Хвостатая гостья содержит намного меньше молекул углерода и циана, чем другие кометы.

Комета 96P/Мачхольца на снимке обсерваториии SOHO. Источник: NASA

Другой уникальной особенностью 96P/Мачхольца является ее орбита. Она весьма вытянута и очень сильно наклонена к плоскости эклиптики (более 58 °). При этом ее перигелий проходит на расстоянии всего в 0,123 а. е. от Солнца, что в 2,5 раза меньше перигелия Меркурия. Так близко к нашему светилу не подходит больше ни одна короткопериодическая комета. Вдобавок ко всему, 96P/Мачхольца еще и находится в орбитальном резонансе с Юпитером 9:4.

Исходя из этого, многие исследователи предполагают, что 96P/Мачхольца является межзвездной кометой, которая в какой-то момент была захвачена гравитацией Солнца. Расчеты показывают, что в будущем она имеет все шансы навсегда покинуть Солнечную систему и вновь отправится в межзвездное путешествие.

Орбита кометы 96P/Мачхольца. Источник: JPL

Так что, если 96P/Мачхольца действительно имеет внесолнечное происхождение и при этом является источником Южных δ-Акварид, то их в принципе можно назвать межзвездным метеорным потоком. Это, безусловно, добавляет интереса к предстоящему небесному шоу.

Даты и условия наблюдения Южных δ-Акварид

Как мы уже говорили, Южные δ-Аквариды являются далеко не самым мощным метеорным потоком. Они наблюдаются на небе в период с 18 июля по 21 августа. В этом году их максимум придется на 30 – 31 июля, когда в течение часа можно будет наблюдать до 20 метеоров. Для сравнения, на пике тех же Персеид в среднем можно наблюдать порядка 50 – 60 метеоров.

Южные δ-Аквариды над горой Сент-Хеленс. Источник: Diana Robinson Photography via Getty Images

В то же время, Южные δ-Аквариды имеют довольно широкий пик. Это значит, что максимальное количество падающих звезд, как правило, наблюдается в течение нескольких ночей по обе стороны от даты максимума. Кроме того, метеоры движутся по небу довольно медленно, что облегчает их наблюдение.

Другое немаловажное обстоятельство заключается в том, что в этом году во время максимума Южных δ-Акварид, Луна будет находиться в фазе последней четверти. Поэтому ее свет будет не так сильно мешать наблюдениям. И наконец, к этому моменту на небе уже можно будет наблюдать первые Персеиды. Так что общее количество падающих звезд на небе будет больше, чем обычно.

Так как же увидеть Южные δ-Аквариды? Оптимальнее всего их наблюдать в южном полушарии и экваториальных широтах, где радиант потока будет находиться высоко в небе. Но в северном полушарии Южные δ-Аквариды тоже можно увидеть.

Наилучшие условия для наблюдения метеоров в наших широтах сложатся перед рассветом, когда радиант займет наивысшее положение над горизонтом. Чтобы увидеть Южные δ-Аквариды, стоит обратить взор в направлении юга — юго-востока. В местах, удаленных от городской засветки, у наблюдателей есть весьма неплохие шансы увидеть несколько метеоров и загадать желание. Как знать? Возможно, что миллионы лет тому назад в другой звездной системе кто-то точно так же смотрел на падающие звезды и тоже загадывал желания.