Инверсия магнитного поля Земли требует меньше времени чем считалось

Благодаря археологическим исследованиям известно, что северный и южный магнитный полюса Земли иногда меняются местами. Это явление называется инверсией магнитного поля. Подобные события не имеют какой-то ярко выраженной периодичности. Между очередной сменой полюсов может пройти от нескольких десятков тысяч до миллионов лет.

Схема магнитного поля Земли. Источник: NASA/Peter Reid, University of Edinburgh/astrobio.net

Палеомагнитные данные говорят о том, что в последний раз инверсия магнитного поля нашей планеты произошла 780 тыс. лет тому назад — задолго до появления современного человека. В то же время в распоряжении геологов имеется ряд свидетельств того, что и после смены «полярности» оно может переживать периоды нестабильности. Во время них направление магнитных силовых линий может быстро меняться на практически противоположное, а затем так же стремительно возвращаться к исходному.

Схема инверсии магнитного поля. Источник: NASA

Чтобы лучше разобраться в этих процессах, международный коллектив ученых изучил сталагмиты из пещеры Саньсин в южном Китае. Они образовались в период 107-91 тыс. лет назад. Палеомагнитный анализ показал, что в то время магнитное поле Земле пережило большое количество аномалий. Амплитуда разворота силовых линий в течение этого периода иногда превышала 100º. При этом у вращений наблюдалась четко выраженная асимметрия: полярность в Восточном полушарии поворачивалась относительно нормального направления преимущественно на юг и на восток. Напряженность поля над отдельными участками поверхности снижалась на 90%.

Но самое интересное заключается во времени, требовавшемся на подобные «развороты». В период между 106 и 103 тыс. лет назад для сдвига магнитных линий на 100º понадобилось менее двух веков. Раньше ученые считали, что такие процессы должны растягиваться на многие тысячелетия.

Различные недобросовестные СМИ часто любят пугать свою аудиторию апокалиптическими сценариями о том, что следующий «разворот» магнитного поля станет чуть ли не концом света. Конечно же, это не так. За время своего существования земная биосфера успешно пережила сотни магнитных инверсий. В то же время такое событие, безусловно, может нанести ущерб современной цивилизации, особенно системам электроснабжения и навигации. Но на данный момент ученые не располагают никакими данными, позволяющими хотя бы приблизительно рассчитать, сколько осталось до следующей смены магнитных полюсов.

По материалам: https://nplus1.ru