Ядовитые газы могут являться индикатором жизни на экзопланетах

На что вы обратили бы внимание, если бы вам поручили искать признаки жизни на других планетах? Логично подумать, что это была бы вода или кислород, поддерживающие жизнь на Земле. Но ученые считают, что нужно искать ядовитые газы, которые будут лучшим индикатором существования потенциальных мест с инопланетными организмами.

атмосферы планет в далеких планетных системах
Свет, проходящий сквозь атмосферу планет в далеких системах, может обнаружить соединения, которые инопланетные организмы способны производить для защиты от токсичных элементов. Изображение: Unsplash

О своем видении нового способа поиска живых экзопланет сообщили исследователи на проходившей в январе встрече Американского астрономического общества. На Земле жизнь производит много химических веществ, изменяющих атмосферу: например, растения выделяют кислород, а множество животных и растений выделяет метан. Часто этот процесс включает метилирование — добавление к соединению метильной группы (CH3), которая позволяет превратить много потенциальных токсинов в испаряющиеся в атмосферу газы. Если бы подобные газы оказались в атмосфере других планет, они могли бы указать на наличие жизни.

Ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде (США) показали, что среди метилированных газов лучшим биомаркером может быть бромистый метил, выделяемый крестоцветными и водорослями. В исследовании, опубликованном в The Astrophysical Journal, описано преимущество этого органического вещества по сравнению с традиционными соединениями, используемыми учеными для поиска жизни вне Солнечной системы.

Бромистый метил

Первая особенность бромистого метила заключается в том, что он остается в атмосфере в течение короткого периода времени, чем традиционные биосигнатурные газы. То есть, его обнаружение расскажет о том, что он был синтезирован недавно, а источник, вероятно, еще присутствует на планете. Кроме того, существует не так много способов получить бромистый метил в результате небиологического процесса. Это выгодно отличает его от, например, метана, который может являться как продуктом деятельности живых организмов, так и результатом вулканических и многих других геологических процессов.

Хотя бромистый метил очень распространен в атмосфере Земли, его нелегко обнаружить из-за интенсивности солнечного ультрафиолетового излучения, которое быстро разрушает это вещество. Однако авторы новой работы показали, что этот газ будет проще обнаружить у планет звезд спектрального класса M. Они меньше и холоднее Солнца и, следовательно, производят меньше ультрафиолетового излучения. При всех аналогичных условиях в атмосфере планеты звезды класса M видимость бромистого метила будет на четыре порядка выше, чем на Земле. Это несомненное преимущество, потому что звезды класса М встречаются во Вселенной в десять раз чаще, чем подобные Солнцу.

Исследователи надеются, что астробиологи начнут учитывать бромистый метил при планировании будущих миссий и создании телескопов. Ученые также намерены проверить, можно ли использовать другие метилированные газы, чтобы найти жизнь на далеких планетах.

Ранее мы сообщали о том, что такое «кислородные свечи» и зачем они астронавтам.