Взрыв сверхновой подтвердил потрясающий прогноз ученых

Команда астрономов недавно осуществила серию снимков сверхновой, подаривших научному миру удивительную последовательность звездной смерти, после которой, вероятно, родилась черная дыра. Сверхновая взорвалась на расстоянии «всего» в 21 млн световых лет от Земли. Свежий анализ этого катастрофического космического события был опубликован в журнале Nature.

SN 2023ixf
Галактика Мессье 101 (NGC 5457) со сверхновой SN 2023ixf, выделенной ярко-синей точкой внизу. Изображение: keckobservatory.org

Сверхновые — это мощные космические взрывы, которые происходят во время смерти массивных звезд. Эти события иногда оставляют за собой планетарные туманности, нейтронные звезды или даже черные дыры. Время возникновения сверхновых крайне трудно предсказать. Обычно астрономам остается только наблюдать их последствия в виде звездных вспышек.

Наблюдаемая сверхновая получила название SN 2023ixf. Она взорвалась в галактике Мессье 101, также известной как Вертушка, когда красный сверхгигант полностью исчерпал свой ресурс ядерного топлива. Команда наблюдала за сверхновой с помощью космического телескопа Hubble и обсерватории Кека на острове Мауна-Кеа. Ранее Hubble следил за этим регионом Вселенной, поэтому команда имела исторические данные из этого региона — до того, как звезда засияла сверхновой.

SN 2023ixf
Сводное изображение показывает расположение SN 2023ixf в 21 миллионе световых лет от Земли. Авторство: keckobservatory.org

Команда рассчитала количество материала, выброшенного сверхновой, а также массу и плотность звезды перед ее взрывом. Но цифры не совпадали, что привело ученых к ошеломляющему выводу.

«Расчеты околозвездного материала, выброшенного во время взрыва, а также плотности и массы этого материала до и после взрыва сверхновой, создают определенное расхождение. Поэтому очень вероятно, что недостающая масса оказалась в черной дыре, которая образовалась после взрыва», — сказал соавтор исследования Идо Ирани, научный сотрудник Института Вейцмана.

В будущем, возможно, удастся точно определить, сколько материала извергла SN 2023ixf и как он распределился, поскольку команда все еще просеивает данные о звездном взрыве. Но даже начальная работа является чем-то вроде космической бомбы.

Ранее мы сообщали о том, как была обнаружена самая маленькая во Вселенной сверхмассивная черная дыра.

По материалам keckobservatory.org