Взрыв из прошлого (фото)

Представленное изображение было получено приемником X-Shooter, смонтированном на Очень Большом телескопе ESO (VLT). В его центре можно увидеть, на первый взгляд, ничем не примечательное маленькое красное пятнышко. Это послесвечение гамма-всплеска — одного из самых ярких и загадочных явлений во Вселенной.

Послесвечение гамма-всплеска. Источник: ESO/A. Rossi et al.

В сентябре 2021 года космическая обсерватория Swift зарегистрировала мощный гамма-всплеск, произошедший по направлению к созвездию Микроскоп. Особенность таких событий заключается в их крайне небольшой продолжительности. Обычно первичная вспышка длится от нескольких секунд до нескольких минут. Затем возникает послесвечение на более длинных волнах в видимом и инфракрасном диапазонах. Но и оно очень быстро затухает — поэтому реакция астрономов должна быть немедленной.

В случае с запечатленным на снимке гамма-всплеском ученые среагировали вовремя. Используя приемник X-Shooter, группа итальянских исследователей сумела не просто получить фотографию, но и спектры события. Они позволили заключить, что всплеск произошел в исключительно далекой галактике, когда возраст Вселенной составлял всего 6% от нынешнего. Таким образом этот гамма-всплеск оказался одним из самых далеких из всех когда-либо зарегистрированных.

Точное происхождение гамма-всплесков все еще остается загадкой. Астрономы связывают их с такими событиями, как коллапсы массивных светил а также слияния сверхкомпактных объектов. Что касается сфотографированного VLT всплеска, то по оценкам исследователей во время него выделилось столько энергии, что он, скорее всего, был вызван падением вещества на черную дыру или (что менее вероятно) на магнетар — нейтронную звезду с очень сильным магнитным полем.

Гамма-всплеск в представлении художника. Источник: universetoday.com

В деле изучения гамма-всплесков астрономы возлагают большие надежды на Чрезвычайно Большой телескоп (ELT), который будет введен в эксплуатацию во второй половине текущего десятилетия. Он позволит более подробно изучать свойства таких событий и внесет ясность в их природу.

Прочь из Млечного Пути: найдена ближайшая к Земле гиперскоростная звезда