Вулканические камни и глина в кратере Езеро

В кратере Езеро, который сейчас исследует марсоход Perseverance, оказалось неожиданно много магматических пород и неожиданно мало глины. Ученые пытаются воспроизвести такую ​​историю этого места, которая могла бы объяснить это соотношение.

Вулканические камни в кратере Езеро
Вулканические камни на Марсе. Источник: NASA/JPL–Caltech

Марсоход Perseverance исследует вулканические камни

Главным итогом работы марсохода Perseverance на Марсе за последний год стало изучение учеными геологии кратера Езеро. И результаты этого исследования достаточно сильно удивили ученых. Что касается посадки зонда, они знали, что эта древняя геологическая формация является дном озера, высохшего многие сотни миллионов лет назад.

Все ожидали найти здесь очень толстые слои глины и других осадочных пород, и поэтому пытались организовать посадку Perseverance как можно ближе к дельте высохшей реки. Однако даже в этом месте марсоход нашел очень много выжженных камней, которые являются свидетельством вулканической деятельности.

В частности, ученые исследовали две небольшие геологические формации: Сейта и Мааз. Они обе имеют ярко выраженное вулканическое происхождение, причем первая частично перекрывает вторую. Более того, обе они являются частью единого геологического образования, которое немного поднято над окружающим ландшафтом и наклонено на 10 градусов.

Загадочные процессы, породившие вулканические камни

Главная загадка полученных результатов геологических исследований состоит в том, что на Земле такие приподнятые и наклоненные участки коры обычно образуются в результате тектонических процессов. А на Марсе, как считается, движения литосферных плит никогда не было. Да и вообще никаких видимых признаков вулканической деятельности вблизи кратера Езеро нет.

Правда, недавно ученые выдвинули интересную гипотезу по поводу кратера Гейла, в котором работает марсоход Curiosity. Там тоже обнаружили кристаллы, которые могли образоваться только в результате вулканической деятельности. И учёные смогли смоделировать сценарий, как скрытая вулканическая деятельность могла сочетаться с существованием озера.

Дельта реки на Марсе
Дельта реки на Марсе. Источник: ESA/DLR/FU-Berlin

Возможно, в кратере Езеро происходило нечто похожее. Но это только добавляет вопросы. Ведь речь идет о вулканических процессах, имеющих значительно больший масштаб, чем все, что сейчас наблюдается на красной планете.

Загадка марсианской глины

Не меньшую загадку, чем избыток вулканических камней, представляет собой явный недостаток глины. Глины образуются вследствие размывания магматических пород водой. Внутри них создаются идеальные условия для жизни.

Глин достаточно много в кратере Езеро. И у них достаточно много железосодержащих соединений, которые на Земле встречаются у глубинных источников, где обычно много микроскопической жизни. Но самих осадочных пород гораздо меньше, чем ожидалось.

Сейчас исследователи ведут споры о том, существовало ли озеро в кратере значительно меньшее время, чем считалось до сих пор, или просто уровень воды в нем был чрезвычайно низким. Этот вопрос тем сложнее, что следы проточной воды однозначно свидетельствуют, что она вливалась в водоем в большом количестве и продолжалось долго.

Образцы Perseverance

К счастью у Perseverance есть средство исследования горных пород, которого не было у других велосипедов. Он может консервировать образцы почвы. Следующее десятилетие их соберет и доставит на землю миссия Mars Sample Return.

Марсоход Perseverance
Марсоход Perseverance. Источник: NASA

Ученые с нетерпением ждут ее возвращения. Ведь датировать геологические образцы в земной лаборатории будет гораздо легче. И ученым наконец-то удастся воспроизвести всю цепочку событий, которая привела к образованию удивительной геологической картины в кратере Езеро.

По материалам: www.space.com