Второй по удаленности в Солнечной системе: Voyager 2 обогнал Pioneer 10

Аппарат Voyager 2 обогнал зонд Pioneer 10 и стал вторым по удаленности от Земли объектом, сделанным человеческими руками. Об этом свидетельствуют данные сайта Heavens-above. По состоянию на 3 апреля 2024 года Voyager 2 находился на расстоянии 136,218 а. е. (20 378 млн км) от Земли, в то время как Pioneer 10 – 136,175 а. е. (20 371 млн км).

Траектории движения аппаратов, покидающих Солнечную систему. Источник: NASA/Johns Hopkins APL/Southwest Research Institute

Pioneer 10 был запущен в 1972 году. Он стал первым в истории космическим аппаратом, пересекшим пояс астероидов и выполнившим пролет Юпитера. Гравитация газового гиганта разогнала его до скорости, превышающей третью космическую. В результате Pioneer 10 ушел на траекторию, навсегда уводящую его за пределы Солнечной системы. Связь с ним была потеряна в начале 2003 года.

Voyager 2 отправился в космос в 1977 году. На сегодня он является единственным в истории аппаратом, посетившим все планеты-гиганты Солнечной системы: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Полученное во время их пролетов ускорение, также позволило Voyager 2 развить третью космическую скорость. Он все еще находится на связь с Землей и пересылает научные данные. Ожидается, что контакт с аппаратом удастся поддерживать до 2027 – 2028 года.

Путешествие Voyager в представлении художника. Источник: NASA

Несмотря на то, что контакт с Pioneer 10 был потерян двадцать лет тому назад, вряд ли с самим аппаратом что-то произошло: вероятность столкновения с каким-то объектом в межзвездном пространстве крайне и крайне мала. Так что специалисты могут довольно уверенно рассчитать его местоположение. Исходя из этого, можно утверждать, что Voyager 2 обогнал Pioneer 10. На самом деле это произошло еще в сентябре 2023 года, если считать по расстоянию аппаратов до Солнца.

Однако с точки зрения расстояния до Земли ситуация немного иная. Дело в том, что Voyager 2 и Pioneer 10 движутся почти в противоположных направлениях друг от друга. Поэтому, из-за движения нашей планеты по орбите в некоторые периоды она как бы догоняет один из аппаратов и удаляется от другого. Сейчас она догоняет Voyager 2. Поэтому на некоторое время он вновь уступит Pioneer 10. Но эта ситуация не продлится долго. За счет большей скорости Voyager 2 затем вновь обгонит Pioneer 10 — и больше уже не отдаст свое второе место.

Что касается звания самого далекого от Земли космического аппарата, то его с большим отрывом носит Voyager 1. Сейчас он находится на расстоянии в 162,723 а. е. (24,3 млрд км) от нашей планеты.

Подобная цифра огромна по человеческим меркам — но совсем невелика по звездным. В качестве примера можно привести следующий факт. К концу 2026 года Voyager 1 удалится от Земли на расстояние в один световой день. Это произойдет на 50-й год его полета. Для сравнения, расстояние до ближайшей к Солнцу звезды составляет 4,24 световых года. Таким образом, чтобы его преодолеть, Voyager 1 потребовалось бы свыше 75 тысяч лет.