№171

«Вселенная, пространство, время» №2 (171)

Вышел в свет очередной номер журнала «Вселенная, пространство, время». Его центральной темой снова стала космонавтика — сравнительно молодая, но исключительно быстро развивающаяся отрасль человеческой деятельности.

к журналу

В начале марта совершил свой первый испытательный полет (пока в беспилотном режиме) космический корабль Crew Dragon, созданный специалистами частной компании SpaceX. Он должен выполнять ту функцию, которая до 2011 г. возлагалась на многоразовые космопланы Space Shuttle — обеспечить американских астронавтов независимым средством доставки на МКС и возврата на Землю. На первый взгляд такой возврат от элегантных крылатых «челноков» к капсульным аппаратам выглядит шагом назад… Но так ли это на самом деле? Об этом подробнее расскажет наш эксперт.

40 лет тому назад, в феврале 1979 г., в американской прессе появилась заметка о присвоении собственных имен строящимся орбитальным ступеням многоразовых космических кораблей. Этому событию предшествовал непростой процесс выбора названий, в котором приняли участие руководители NASA, официальные лица США и даже фанаты сериала «Звездный путь». Подробнее о перипетиях «крещения» шаттлов рассказал в своей статье историк космонавтики Леон Розенблюм…

Два материала номера посвящены самым маленьким планетам Солнечной системы — Меркурию и Марсу. Первый из них пока посетили всего два космических аппарата. Недавно Европейское и Японское космические агентства совместно отправили к нему третью миссию, которая должна помочь решить некоторые загадки ближайшего к Солнцу небесного тела.

Красную планету человечество исследует уже не одну сотню лет: вначале — с помощью телескопов, а последние полвека — с применением межпланетных зондов. Тем не менее, многие ее тайны продолжают оставаться нераскрытыми. К таковым относятся, например, мощнейшие пылевые бури, время от времени окутывающие почти весь Марс. Астрономы пытаются детально исследовать эти явления, особенно с учетом существующих планов строительства обитаемой марсианской базы.

Уже 29 лет продолжает восхищать нас своими снимками легендарный космический телескоп Hubble. Его успех открыл дорогу для разработки еще более совершенных, а значит — чрезвычайно сложных и дорогостоящих орбитальных обсерваторий. Из редакционных обзоров вы узнаете о судьбе двух наиболее масштабных подобных проектов — космических телескопов следующего поколения JWST и WFIRST, которые должны существенно пополнить багаж наших знаний о Вселенной.

Также мы расскажем о совершенно новом направлении наблюдательной астрономии — поисках и исследованиях спутников экзопланет (экзолун). Сейчас мы знаем, что развитие жизни возможно не только на землеподобных планетах, но и на спутниках газовых гигантов — таких, как Европа, Титан и Энцелад. Подобное справедливо и для небесных тел в иных звездных системах. Поэтому не исключено, что внеземная жизнь будет найдена именно на одной из экзолун.

В конце номера, в традиционном разделе для любителей астрономии, вас ожидает информация о событиях, которые можно будет наблюдать на небе в ближайшие месяцы – в мае-июне 2019 года. Приятного вам чтения и спасибо, что остаетесь с нами!