Внутри Земли обнаружили гигантский пончик

Ученые обнаружили во внешнем ядре Земли ранее неизвестную структуру. Она ориентирована в плоскости экватора и по своей форме напоминает гигантский пончик. Исследователи уверены, что его изучение поможет разгадать некоторые загадки магнитного поля нашей планеты.

«Пончик внутри Земли»
«Пончик» внутри Земли. Источник: phys.org

Гигантский пончик внутри Земли

Ученые из Австралийского национального университета обнаружили внутри Земли гигантскую структуру, своим видом напоминающую тор, а проще говоря, пончик. Они считают, что именно в нем может скрываться разгадка некоторых явлений, связанных с магнитным полем нашей планеты.

Как известно, в самом центре Земли находится достаточно небольшое внутреннее ядро, преимущественно состоящее из железа и никеля. Оно находится в жестком состоянии. Вокруг него расположено наружное ядро ​​с очень похожим химическим составом, но жидкое.

Именно взаимодействие внутреннего и внешнего ядер, а также внешнего ядра с окружающей его мантией, и порождает магнитное поле нашей планеты. Все это и решили изучить ученые, отслеживая то, как сейсмические волны проходят через центральные области Земли.

Области замедления сейсмических волн

На самом деле все, что мы знаем о внутреннем строении Земли — это модели, предназначенные для объяснения явлений, которые мы можем наблюдать на поверхности, и происходящего при прохождении сейсмических волн через ее толщу.

То, что колебания, порожденные землетрясениями, не ограничиваются зоной вокруг эпицентра явления, а распространяются сквозь ядро ​​и мантию планеты, ученые знают уже давно. И в разных средах скорость движения колебаний разная. Благодаря этому, просто измеряя время, которое понадобилось волнам для достижения разных точек, можно много узнать о средах, которые они встретили на своем пути.

Именно так люди узнали, что внутри мантии есть зоны, где колебания двигаются достаточно медленно. Однако все это были отдельные небольшие очаги. Теперь же ученые выяснили, что подобная, но глобальная структура находится и во внешнем ядре.

Этот гигантский пончик из материала, свойства которого отличаются от остального внешнего ядра, расположен в низких широтах и ​​параллелен земному экватору. Из чего он состоит, сказать трудно, но авторы исследования считают, что в нем много более легких элементов, и именно это обуславливает снижение скорости прохождения сейсмических волн.

Относительно того, почему такую ​​гигантскую структуру не увидели раньше, у исследователей уже есть свое мнение. Дело в том, что они собрали данные о прохождении колебаний от десятков землетрясений, распространявшихся по разным направлениям. Благодаря этому они получили целостную статистическую картину.

Теперь ученые надеются, что им удастся подробнее изучить гигантский пончик. Ведь именно в нем скрываются ответы на вопрос о том, может ли магнитное поле нашей планеты в будущем измениться или ослабеть.