Внутреннее ядро Земли оказалось мягче, чем это считалось ранее

Внутреннее ядро Земли находится внутри внешнего. До сих пор считалось, что оно является твердой массой металла. Однако недавние эксперименты показали, что атомы в нем могут свободно перемещаться.

Внутреннее ядро Земли
Внутреннее ядро Земли. Источник: www.euronews.com

Внутреннее ядро Земли

2 октября в журнале Earth, Atmospheric and Planetary Sciences, было опубликовано исследование, в котором ученые доказали, что внутреннее ядро Земли может оказаться мягче, чем считалось до сих пор. Чтобы понять это сообщение, необходимо вспомнить, как устроена наша планета внутри.

Под достаточно тонким слоем коры расположена протяженная мантия, находящаяся в раскаленном состоянии. Внутри нее — жидкое внешнее ядро, а в нем — внутреннее, диаметр которого составляет 1220 км. И вот оно, как считается, находится в твердом состоянии.

Общепринято, что этот гигантский кусок железа ответственен за существование магнитного поля нашей планеты. Кроме того, недавно были опубликованы многочисленные исследования, согласно которым скорость вращения ядра в последнее время изменилась. К тому же вокруг него происходит немало других интересных процессов.

Странное поведение атомов железа

Однако в 2021 году произошло кое-что действительно странное. Ученые исследовали, как сейсмические волны от землетрясений проходят сквозь внутреннее ядро Земли, и увидели отклонения от модели. Они свидетельствовали, что на поверхности ядра есть какая-то непонятная «каша». Необходимо было выяснить, что же это может быть.

Для этого исследователи воссоздали давление во внутреннем ядре в лаборатории и наблюдали, как атомы железа вели себя в этих условиях. Затем ввели эти данные в программу машинного обучения, чтобы создать смоделированное виртуальное ядро, которое они назвали «суперячейкой». Используя ее, ученые увидели, что на самом деле атомы железа могут двигаться даже в плотной кристаллической структуре.

Поведение атомов в ядре
Поведение атомов в ядре. Источник: www.space.com

«Результаты свидетельствуют о том, что атомы во внутреннем ядре могут двигаться гораздо больше, чем мы когда-либо представляли», — сказал в заявлении соавтор исследования Юнг-Фу Лин, геофизик из Техасского университета в Остине.

Более того, по словам ученого, в ядре могут перемещаться достаточно большие группы атомов, но его структура при этом остается неизменной. Также теперь исследователи смогут больше понять о других свойствах внутреннего ядра в центре нашей планеты. Например, то, как оно создает ее магнитное поле.