VLT обнаружил гигантское протосверхскопление галактик

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Группа астрономов из Национального института астрофизики (INAF) в Болонье идентифицировала огромное протосверхскопление галактик. Открытие было сделано в результате анализа данных, собранных установленным на Очень Большом Телескопе ESO (VLT) приемнике VIMOS. Данные о красном смещении сверхскопления говорят о том, что мы видим его таким, каким оно было всего через 2,3 млрд лет после Большого взрыва.

Протосверхскопление галактик Гиперион. Источник: ESO/L. Calçada & Olga Cucciati et al.

Сверхскопление было названо Гиперион в честь титана из греческих мифов. Это самая крупная и массивная структура, обнаруженная на столь раннем этапе развития Вселенной. По оценкам исследователей, Гиперион имеет размеры около 200×200×500 млн световых лет. Масса сверхскопления превышает квинтиллион (1018) солнечных. Это значение того же порядка, что и масса крупнейших структур, наблюдаемых в современной Вселенной. Но астрономы не ожидали, что объекты подобного масштаба могли сформироваться всего через несколько млрд лет после Большого взрыва.

Исследователям удалось установить, что Гиперион обладает весьма сложной структурой. Скопление содержит, по крайней мере, семь  участков с повышенной плотностью галактик. Четыре наиболее массивных области были названы Тея, Эос, Гелиос и Селена. Еще три области пока что остаются без названия. Эти участки соединены состоящими из галактик «нитями».

Размер Гипериона сравним с размерами близких к нам подобных объектов, вроде сверхскопления Ланиакея, но при этом масса внутри него распределена намного более равномерно. Это различие, скорее всего, объясняется тем, что у близлежащих сверхскоплений были миллиарды лет для того, чтобы силы гравитации собрали вещество в более плотные области.

При таких размерах в столь раннюю эпоху за последующие 11,5 млрд лет Гиперион должен был существенно разрастись и превратиться в нечто похожее на гигантские структуры, наблюдаемые в близкой к нам локальной области Вселенной, вроде Великой Стены Слоуна или даже Великой стены Геркулес — Северная Корона. Это огромная плоская суперструктура из галактик протяженностью более 10 млрд световых лет.

По словам ученых, понимание структуры, хода истории Гипериона и того, как это сверхскопление выглядит в сравнении с подобными более старыми объектами, может помочь нам понять, как Вселенная развивалась в прошлом и как она будет эволюционировать в будущем.