Венеру мог превратить в ад трапповый вулканизм

Адский климат Венеры мог возникнуть в результате нескольких крупных вулканических событий, произошедших одновременно. Ученые исследовали трапповые формации на Земле и пришли к выводу, что у нас могло случиться то же самое, если бы несколько таких событий произошло одновременно.

Траповый вулканизм на Земли
Трапповая формация на Земле. Источник: Википедия

Трапповый вулканизм на Земле

Ученые заинтересовались тем, насколько вулканизм на Земле и нашей соседке Венере определяет их климат. Известно, что парниковые газы, которых много на второй от Солнца планете и пока мало у нас, производятся вулканами.

В новом исследовании, опубликованном в The Planetary Science Journal, авторы рассмотрели трапповые формации, присутствующие на Земле. Эти равнины вулканического происхождения образовывались во время катастроф. Земная кора трескалась и из нее изливалось большое количество лавы.

Из-за эрозии поверхности мы не можем проследить все подобные события в истории нашей планеты. Однако даже те 500 млн лет, которые сохранились в геологической летописи, позволяют отследить, как часто у нас происходил трапповый вулканизм, во время которого в атмосферу выбрасывалось большое количество углекислого газа.

Ученых очень беспокоил вопрос, могли ли несколько таких событий произойти одновременно и не могло ли это привести к разрушению климата планеты. Они пришли к выводу, что ни разу больше одного подобного события одновременно на нашей планете не происходило.

Правда, известны случаи, когда трапповый вулканизм происходил с промежутком в миллион лет. Это теоретически могло привести к наложению эффектов и нарушению углеродного цикла. Но то, что мы все еще живы, свидетельствует, что разрушения климата тогда не произошло.

Земля могла стать похожей на Венеру

Однако расчеты свидетельствуют, что несколько разрывов земной коры, которые происходят одновременно, вполне могут выделить достаточное количество углекислого газа для того, чтобы вызвать значительный парниковый эффект.

Вулкан на Венере
Вулкан на Венере. Источник: NASA

А уж он мог вызвать процессы с положительной обратной связью. Повышение температуры вызвало бы усиленное испарение воды из океанов. А газообразная вода также является мощным парниковым газом. Тем жарче становилось бы, тем быстрее шел бы этот процесс.

Чем все могло завершиться, хорошо видно по Венере. Наша ближайшая соседка укутана плотной и горячей атмосферой, состоящей преимущественно из углекислого газа. Она настолько массивна, что даже тормозит вращение планеты. Однако имел ли на ней место вышеупомянутый сценарий, неизвестно. Поверхность Венеры еще недостаточно исследована.

В любом случае трапповый вулканизм как сценарий превращения нашей соседки в ад возможен, но не обязателен. У Венеры было немало других причин прийти в нынешнее состояние.