Вблизи черной дыры нашли «невозможную» новорожденную звезду

Ученые нашли поблизости от сверхмассивной черной дыры Стрелец А*, которая находится в центре нашей Галактики, молодую звезду. Излучение, существующее в том месте, должно помешать ее образованию, но она все равно как-то сформировалась.

Новорожденная звезда возле черной дыры
Новорожденная звезда возле черной дыры. Источник: www.bbc.com

«Невозможная» новорожденная звезда

Международная группа ученых открыла в самом центре Млечного Пути рядом со сверхмассивной черной дырой Стрелец А* звезду, возраст которой составляет всего несколько десятков тысяч лет. Она младше человечества и еще находится на стадии формирования.

Это достаточно тяжелый «малыш». Масса звезды в 15 раз больше солнечной, а по размеру она превышает наше светило в 10 раз. При этом теория предполагает, что образоваться в том месте, где мы сейчас его видим, это светило просто не могло.

Дело в том, что в окрестностях сверхмассивной черной дыры происходит немало динамических процессов, в результате которых генерируются ультрафиолетовое и рентгеновское излучение, мешающие звездообразованию.

Поэтому считается, что окрестности сверхмассивной черной дыры — это регион старых звезд. Они кружат вокруг нее на больших скоростях и в конце концов приближаются к Стрельцу А* достаточно близко, чтобы его приливные силы разорвали их на куски.

Как родилась звезда

И все же молодые звезды около Стрельца А* есть. Открытая новорожденная звезда — далеко не первая, хотя и самая молодая из них. До сих пор то, как эти светила образуются, остается для ученых загадкой. Наиболее вероятно, что местом их образования является газопылевой диск, расположенный в нескольких световых годах от сверхмассивной черной дыры.

Такие газопылевые облака достаточно плотные для того, чтобы их внешние слои задерживали все высокоэнергетические лучи, поступающие от черной дыры. В таких условиях могут не только образовываться звезды, но и сохраняться сложные органические молекулы.

Согласно предположениям ученых, части этого диска под влиянием собственного веса сжимаются в отдельные облака, каждая весом в сотни масс Солнца. Внутри них и рождаются массивные звезды, солнечный ветер от которых быстро рассеивает газ и пыль, а они начинают стремительно падать на черную дыру.

Такой сценарий частично подтверждается наличием рядом с новорожденной звездой нескольких газопылевых сгустков, но действительно ли они родились вместе с ней, пока неизвестно. Однако это предположение хорошо объясняет все, что наблюдается.

По материалам Рhys.org.