В звездной системе Бета Живописца столкнулись огромные астероиды размером с Весту

Почти 20 лет назад астрономы обнаружили большое облако пыли вокруг молодой звезды, расположенной на расстоянии 63 световых года от Земли. Однако новые наблюдения с космического телескопа James Webb показали, что это облако загадочно исчезло. Исследования предполагают, что облако пыли могло быть следствием мощного столкновения крупных астероидов в звездной системе Бета Живописца.

Бета Живописца
Планета внутри диска Бета Живописца в представлении художника. Иллюстрация: ESO

Анализируя новые данные, ученые заметили значительные изменения в энергетических характеристиках пыли, включая исчезновение частиц, которые наблюдались ранее. Сравнение данных с James Webb с наблюдениями другого космического телескопа Spitzer 2004 и 2005 годов позволяет предположить, что примерно 20 лет назад произошло катастрофическое столкновение между крупными астероидами, разбившее их на мелкую пыль. Пыль охлаждалась, удаляясь от звезды, поэтому больше не излучает тепла, как ранее наблюдал Spitzer. Новые результаты были представлены на ежегодной встрече Американского астрономического общества.

Впечатляющие изменения за 20 лет

Кристин Чен, астроном из Научного института космических телескопов и Университета Джона Хопкинса, впервые наблюдала Бета Живописца в 2004 году с помощью Spitzer. Эта звездная система известна своей близостью и яркостью. Вернувшись к наблюдениям Беты Живописца через несколько лет с помощью James Webb, Чен обнаружила изменения в системе, что ее очень удивило. Команда сосредоточилась на тепловом излучении кристаллических силикатов, минералов, которые обычно встречаются вокруг молодых звезд, и не нашла никаких следов частиц, которые ранее наблюдались в 2004 и 2005 годах.

Иллюстрация разницы в данных, собранных Spitzer и James Webb с разницей в 20 лет
График данных, собранных Spitzer и James Webb с разницей в 20 лет. Изображение: NASA

«Каждый раз, когда астрономы смотрят на небо и что-то видят, мы предполагаем, что все находится в стабильном состоянии. Мы так думаем, потому что мгновение, на которое мы смотрим, очень короткое по сравнению с возрастом этих объектов, поэтому шансы увидеть что-то интересное очень малы», — говорит Чен.

Катаклизм, более мощный, чем убийство динозавров

Возраст Беты Живописца составляет 20–26 млн лет. Это молодая система по сравнению с нашей, которой 4,6 млрд лет. В первые годы своего существования звездные системы более непредсказуемы из-за формирования планет в результате столкновений астероидов.

Изменения в звездной системе были значительными. По словам астрономов, облако пыли было в 100 тыс. раз больше астероида, убившего динозавров. Это свидетельствует о том, что в столкновении, которое образовало это облако, вероятно, участвовал астероид размером с Весту, второе по массе тело в Главном поясе астероидов, с диаметром около 530 км. Пыль была рассеяна излучением звезды, нагреваясь и излучая тепло, которое наблюдал Spitzer. Новые наблюдения James Webb показали, что пыль исчезла, что указывает на сильное столкновение.

«Мы считаем, что крупные столкновения, подобные этому, должны были происходить в нашей Солнечной системе, когда она была молодой. Это часть процесса формирования каменных планет. Мы можем видеть старые поверхности Луны, Марса и Меркурия, покрытые кратерами, что свидетельствует о частых столкновениях в молодости Солнечной системы», — объясняет Чен.

Наблюдения за Бета Живописца позволяют ученым исследовать, есть ли процесс формирования, похожий на тот, что происходил в нашей Солнечной системе, и как столкновения на ранних этапах влияют на пригодность для формирования жизни в звездных системах.

Ранее мы сообщали о том, как телескоп TESS обнаружил более 30 экзокомет у близкой звезды.

По материалам gizmodo.com