В радиационных поясах Юпитера повышена концентрация ионов кислорода

Исследователи, работающие с информацией, собранной автоматической станцией Galileo, обратили внимание на повышенную концентрацию ионов кислорода в радиационных поясах самой большой планеты Солнечной системы. Ионы не могут находиться там длительное время. Из этого следует, что существует их стабильный приток со спутников Юпитера или его колец.

Радиационные пояса Юпитера, в которых двигаются ионы кислорода
Радиационные пояса Юпитера. Источник: Jet Propiltion Laboratory

Откуда в радиационных поясах кислород

Недавно опубликованное исследование свидетельствует о том, что в радиационных поясах Юпитера присутствуют ионы кислорода. Этот вывод основан на исследованиях двух аппаратов — Galileo и Juno. Первый достиг Юпитера еще в 1995 году. На его борту находились детектор тяжелых ионов Heavy Ion Counter (HIC) и детектор высокоэнергетических частиц Energetic Particle Detector (EPD). Сейчас вблизи Юпитера работает аппарат Juno, который тоже имеет на борту похожие, но более совершенные приборы.

Именно достаточно большой промежуток времени между двумя миссиями позволил засвидетельствовать: ионы кислорода в радиационных поясах Юпитера не просто есть, они присутствуют там постоянно. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного. Ионы в радиационных поясах — вообще дело обычное. А у Юпитера эти пояса очень широкие и внутри них двигается сразу несколько больших спутников. Вполне возможно, что на каком-нибудь из них произошел выброс.

Однако постоянное присутствие ионов кислорода во внутренних частях поясов затруднительно объяснить. Там вращаются два небольших спутника — Феба и Амальтея. Они слишком малы, чтобы быть источником постоянного выброса, но достаточно велики, чтобы за несколько лет «оттянуть» на себя образующиеся ионы при одиночном выбросе.

Это означает, что есть постоянный источник ионов кислорода в радиационных поясах. И главных кандидатов здесь два. Первые крупные спутники: Ио и, особенно, Европа. Они двигаются внутри наружной части радиационных поясов и достаточно велики, чтобы быть источником ионов. Вторым кандидатом являются кольца Юпитера. Они значительно тоньше колец Сатурна, но все же достаточно велики, чтобы быть постоянным источником ионов.

Вода, кислород и радиация

Ситуация с ионами кислорода интересна в разрезе взаимодействия радиации с кислородом и водой в системе Юпитера. Радиационные пояса — это плохо. Заряженные частицы парят силовыми линиями магнитного поля с огромными энергиями. И если они попадают в организм человека или на сложную электронику, то могут натворить бедствия. С другой стороны, вода и кислород, даже замерзшие — это очень хорошо. Самое большое количество этих веществ делает спутники Юпитера наиболее интересными для поиска внеземной жизни в Солнечной системе.

Проблема в том, что спутники Юпитера обращаются прямо посреди его радиационных поясов. И мы не знаем, хорошее ли это место для поиска жизни, или нет. Ибо лед и радиация имеют сложное взаимодействие. С одной стороны, лед хорошо защищает от заряженных частиц. С другой — сами частицы медленно выбивают молекулы кислорода и воды с поверхности спутников. Поэтому каждое исследование в этой области очень важно.