В ночном небе Марса обнаружено чрезвычайно редкое явление: фото

Впервые в ночном небе Марса было обнаружено мягкое зеленое свечение, видимое человеческим глазом. Аппарат Европейского космического агентства Trace Gas Orbiter заметил это явление с околомарсианской орбиты, обнаружив световое излучение в оптическом диапазоне спектра. Свет оказался особенно ярким в полярных регионах Красной планеты.

Это изображение показывает впечатление художника того, как может выглядеть ночное сияние в оптическом диапазоне в полярных регионах Марса ночью
Это изображение показывает представление художника о том, как может выглядеть ночное сияние в оптическом диапазоне в полярных регионах Марса. Иллюстрация: ESA

Феномен ночного свечения атмосферы

Ночное свечение — распространенный феномен в атмосферах планет Солнечной системы. Днем солнечный свет расщепляет молекулы газов в ходе процесса фотодиссоциации. Над ночной стороной, в отсутствие излучения Солнца, свободные атомы могут рекомбинировать в молекулы, высвобождая при этом свою избыточную энергию в виде фотонов. На Земле ночное сияние имеет зеленые, золотистые и красноватые оттенки. На других планетах оно выглядит менее впечатляющим. Например, на Венере оно инфракрасное, на Юпитере — ультрафиолетовое.

Ночное сияние на Земле, как его видно с МКС
Ночное сияние над Землей, видимое с Международной космической станции. Фото: NASA

На Марсе ранее были замечены инфракрасные и ультрафиолетовые ночные сияния. Ученые даже видели там дневное свечение, вызванное атмосферным поглощением и высвобождением энергии солнечного излучения. Но свечение в видимом спектре заметили впервые. Его обнаружили ученые Льежского университета в ходе изучения данных от зонда Trace Gas Orbiter (часть миссии ExoMars). Оно происходит на высотах 40-60 км во время марсианской зимы в районе южного полюса.

Анимация, которая показывает, как атомы кислорода объединяются, создавая ночное свечение на Марсе
Анимация, демонстрирующая, как атомы кислорода объединяются, создавая ночное свечение на Марсе. Иллюстрация: ESA

Это свечение возникает в результате объединения атомов кислорода, перенесенных с освещенного марсианского полушария, в синглетный молекулярный кислород (O₂), излучающий свет. Его обнаружение поможет лучше понять атмосферную химию и циркуляцию Марса.

Польза открытия для науки

Открытие ночного свечения в видимом диапазоне влечет за собой несколько интересных научных выводов. Все виды атмосферного свечения являются индикаторами определенных процессов, происходящих в газовой оболочке планеты. Марс имеет очень разреженную атмосферу, и ученым очень важно понять, почему и когда она стала такой.

Также свечение поможет нам выяснить, какие миры за пределами Солнечной системы могут быть пригодными для жизни, а какие окажутся не очень гостеприимными для человечества.

Подробнее об открытии можно почитать в Nature Astronomy.

Ранее мы сообщали о том, как Perseverance заметил «невозможный» атмосферный эффект на Марсе.

По материалам sciencealert.com