В Италии может взорваться супервулкан

Есть вероятность того, что супервулкан Кампи Флегреи, или же Флегрейские поля, вскоре может взорваться. Об этом свидетельствуют наблюдения за землетрясениями и поднятием поверхности. В случае крупномасштабного взрыва пеплом может накрыть всю Европу.

Флегрейские поля из космоса
Флегрейские поля из космоса. Источник: www.rtl.it

Флегрейские поля могут проснуться

Вулканизм, который существует на многих небесных телах, вскоре может проявить себя достаточно близко от Украины. Группа ученых из разных стран недавно опубликовала статью, в которой утверждает, что шанс извержения европейского супервулкана Флегрейские поля увеличивается. Это не означает, что он обязательно взорвется в ближайшие годы, но опасность его взрыва теперь следует учитывать.

Флегрейские поля, или же Кампи Флегреи, расположены на юге Италии на побережье Неаполитанского залива. Они представляют собой ряд гигантских кальдер, то есть углублений, которые образовались вследствие полного разрушения конуса вулкана. Их диаметр составляет 12–14 км.

Примерно 39 тыс. лет назад произошло гигантское извержение Флегрейских полей. Одновременно с ними взорвались Чуметул-Маре в румынских Карпатах и Казбек на Кавказе. В результате всю территорию Европы вплоть до Уральских гор покрыл слой пепла, который местами достигал толщины одного метра.

Кроме того, извержение вызвало вулканическую зиму. Средняя годовая температура в Европе снизилась на 5–10 градусов. Правда, с тех пор Флегрейские поля стали гораздо спокойнее, они проявляют себя преимущественно выбросами дыма и пара из-под земли и землетрясениями.

Изменения на Флегрейских полях

Последний раз Флегрейские поля извергались в 1538 году. Однако тогда вулканическая активность осталась достаточно локальной. Сейчас непосредственно на территории кальдеры проживает около 360 тыс. человек и расположен город Поццуоли.

В течение последних десятилетий на территории Флегрейских полей все время наблюдались землетрясения. Поверхность здесь также медленно поднимается со скоростью до 10 см в год. Ученые связывают это с тем, что подземные резервуары медленно наполняются магмой.

Ведущий автор исследования профессор Кристофер Килберн заявляет: «Наше новое исследование подтверждает, что вулкан Кампи Флегрей приближается к разрыву. Однако это не означает, что извержение гарантировано. Разрыв может открыть трещину в земной коре, но для того чтобы извержение произошло, магма все еще должна вытолкнуться в нужном месте».

Ученые говорят, что они еще в 2017 году представили модель того, как будет себя вести супервулкан в будущем, и наблюдения последних лет подтверждают ее правоту. Землетрясения в этом районе стали более частыми. Это свидетельствует, что давление магмы в подземных резервуарах становится сильнее. Вместе с этим уменьшается прочность горных пород.

«Повторение сверхмощного извержения вулкана (так называемое мегаизвержение Флегрейских полей), как это произошло около 40 тысяч лет назад и, вероятно, привело к вымиранию неандертальцев, очень маловероятно. За такой большой промежуток времени произошли сдвиги тектонических плит и перемещение мантийного плюма, который мог быть фактором такого масштабного события. Однако стоит отметить, что сейчас ученые, к сожалению, не обладают инструментами точного предсказания землетрясений и извержений вулканов. Одним из методов является использование временной шкалы, основанной на цикличности (повторяемости) природных катастроф во времени», — комментирует сообщение Татьяна Кошлякова, кандидат геологических наук, докторант Института геохимии, минералогии и рудообразования имени Н.П. Семененко НАН Украины

Чем грозит извержение?

Доктор Никола Алессандро Пино из обсерватории Везувия, которая представляет международную организацию по наблюдению за вулканами в Неаполе, говорит: «Наши результаты показывают, что части вулкана становятся слабее. Это означает, что он может разрушиться, даже если напряжение, разрывающее его на части, меньше, чем во время последнего кризиса 40 лет назад».

К каким последствиям это приведет, никто не знает. Согласно оценке специалистов, Флегрейские поля способны породить взрыв, который выбросит в воздух до 1000 км³ горной породы. И это может вызвать глобальные изменения климата вроде тех, что произошли 39 тыс. лет назад. Но возможно, что событие будет иметь значительно меньшие масштабы и будет подобно тому, что произошло в 1538 году.

«В настоящее время вулкан Кампи Флегрей (а точнее — то, что от него осталось после серии извержений, самое мощное из которых произошло около 500 лет назад) представляет собой гигантскую кальдеру, большая часть которой находится под водой. Опасность от этой сейсмически активной зоны с активными проявлениями магматизма (вулканический район, носящий общее название Флегрейские поля) прежде всего представляет угрозу для жителей близлежащих городов и поселков, в частности для городов Поццуоли и Неаполь» — высказывает свое мнение Татьяна Кошлякова и уточняет:

«Однако бить тревогу не следует — исследование английских и итальянских ученых лишь установило наличие разрывных нарушений и ослабленных зон, а также колебаний земной коры в пределах исследуемого региона.

Что касается Украины, то, учитывая вышеназванный принцип, наиболее вероятным сейсмическим явлением для нас может стать мощное землетрясение в Крыму (до 9 баллов по Международной сейсмической шкале). Последнее такое событие произошло на Южном берегу Крыма в 1927 году, а цикличность таких событий в данном регионе составляет около 80-100 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что такое сильное землетрясение может произойти в любой момент времени… »