В глубинах Марса могли быть условия для жизни

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Вопрос о пригодности для жизни древнего Марса является одним из ключевых в современной астробиологии. Пока в научном сообществе нет единой точки зрения по поводу того, насколько подходящим для возникновения и развития живых организмов был климат Красной планеты 4 млрд лет назад.

Однако не стоит забывать, что «зона жизни» не ограничивается исключительно поверхностью небесного тела. Например, на нашей Земле существуют подземные сообщества бактерий-хемолитотрофов (буквально — «пожирающих камни»), использующих для получения энергии молекулярный водород.

Бактерии. Источник: playbuzz.com

Группа исследователей из Университета Брауна попыталась найти ответ на вопрос о возможности существования подобных организмов на древнем Марсе. Воспользовавшись данными, собранными гамма-спектрометром зонда Mars Odyssey, они оценили современное содержание калия, тория и урана в марсианской коре. Зная период полураспада этих элементов, ученые вычислили их концентрацию 4 млрд лет тому назад.

В указанный период времени на Марсе имелось большое количество воды. Практически наверняка под его поверхностью существовали грунтовые воды. Энергия, выделявшаяся в результате распада радиоактивных элементов, расщепляла молекулы воды на кислород и водород, которыми могли «питаться» глубинные микробы.

Исследование показало, что в марсианской коре имелось достаточное количество радиоактивных элементов, чтобы обеспечить концентрацию свободного водорода, соответствующую современным значениям, наблюдаемым на Земле. По оценкам ученых, в течение как минимум нескольких сотен миллионов лет подповерхностный слой Красной планеты глубиной до 1,6-1,8 км был пригоден для жизни.

Разумеется, речь идет лишь о потенциальной возможности. Пока нам неизвестно, был ли хоть когда-нибудь Марс обитаем, или же он всегда оставался стерильным миром. Но результаты исследования в очередной раз напоминают о том, что при поисках следов жизни не следует зацикливаться лишь на одном участке — необходимо рассматривать все варианты.

По материалам: https://www.space.com