В галактике в ранней Вселенной изменилось уже несколько поколений звезд

Наряду с хорошо известной и очень яркой галактикой в ранней Вселенной нашли карликовую звездную систему, богатую разнообразными веществами. Исследования показывают, что в ней уже изменилось несколько поколений звезд.

Изображение галактики SPT0418-47, превращенное гравитационным линзированием в кольцо. Источник: ESO/NAOJ/NRAO, Rizzo et al.

Соседка гигантской системы

Ученые, работающие с данными телескопа James Webb Space Telescope, опубликовали данные исследований необычной карликовой галактики, которую он увидел в ранней Вселенной. Ее открыли при наблюдении другой звездной системы — SPT0418-47.

Она известна своей необычной яркостью и обилием пыли. SPT0418-47 расположена на расстоянии 12 млрд св. лет от нас, то есть мы видим ее такой, какой она была меньше, чем через 2 млрд лет после Большого взрыва. Ее свет искривляется и усиливается гравитационным линзированием.

Когда ученые направили космический телескоп James Webb на SPT0418-47, то увидели пятно света, сияющее у ее края. Это была еще одна, карликовая, галактика, получившая обозначение SPT0418-SE. По словам астрономов, раньше ее затмевал свет большей галактики.

Анализ изображений показывает, что SPT0418-SE находится в 16 тыс. св. лет от SPT0418-47. Для сравнения, это в 10 раз ближе, чем Магеллановы облака от Млечного Пути. Поэтому эти две звездные системы сливаются или, по крайней мере, гравитационно взаимодействуют.

Галактика, в которой изменилось несколько поколений звезд

Одной из интереснейших особенностей SPT0418-SE является ее необычное богатство разнообразными химическими элементами. И это очень странно, поскольку для образования необходимы звезды, взрывающиеся как сверхновые. А это значит, что в карликовой системе должно было измениться несколько поколений звезд.

Когда это успело произойти, пока что неясно. Точно известно, что SPT0418-47 сформировалась через 1,4 млрд лет после Большого взрыва. Поэтому и ее спутник должен иметь примерно такой же возраст. И если само взаимодействие двух звездных систем хорошо подтверждает все предположения о том, как эволюционировала Вселенная, то с самими звездами не все так просто.

Ученые предполагают, что процесс звездообразования в двух галактиках начался очень рано и происходил чрезвычайно эффективно. Буквально за несколько сотен миллионов лет сменилось 3—4 поколения светил, которые обогатили пространство тяжелыми элементами.