В Андах открыли самую высокую обсерваторию на Земле

В Чилийских Андах открыли Атакамскую обсерваторию Токийского университета. Она расположена на высоте 5640 м над уровнем моря и является самым высоким астрономическим наблюдательным пунктом на Земле. Ученые планируют использовать ее для изучения эволюции галактик в ранней Вселенной.

Новая обсерватория в Андах
Новая обсерватория в Андах. Источник: TAO project

Самая высокая обсерватория в мире

В Чили открылась Атакамская обсерватория Токийского университета, или TAO. Она расположена высоко в Андах на вершине горы Сьерра Чахнантор, название которой на ныне вымершем языке кунза означает «место отправления». Отныне эта площадка для исследования звездного неба является самой высокой на Земле.

Пустыня Атакама является одним из лучших на Земле мест для астрономических наблюдений. Такой ее делают большая высота над уровнем моря и засушливый климат. Они обеспечивают максимально чистое и прозрачное для различных длин электромагнитных волн небо. Поэтому именно здесь сосредоточены самые большие телескопы Земли.

Однако высота, на которой находится новая обсерватория, превышает даже 5050 м, где находится Атакамский массив радиоантенн, известный как ALMA. Ведь гора Чахнантор возвышается над уровнем моря на целых 5640 м.

Строительство длиной 26 лет

Идея создать в Чили свою собственную обсерваторию появилась у астрономов из Токийского университета еще 26 лет назад. Основной причиной ее создания было желание заглянуть глубже в космос и изучить эволюцию галактик в ранней Вселенной.

Однако задача сооружения обсерватории оказалась очень сложной не только с технической, но и с политической точки зрения. Координаторы должны были учитывать мнение и правительства Чили, и ее общественности. В частности, немало встреч пришлось провести с лидерами коренного населения.

Однако последние в конце концов оказались более склонными к диалогу, чем коренное население Гавайских островов. Поэтому в 2006 году при их участии состоялась торжественная церемония закладки первого камня в фундамент обсерватории. А вскоре к строительной площадке проложили новую дорогу.

И вот, наконец-то, строительство обсерватории завершено. Ее главный инструмент имеет диаметр зеркала в 6,5 м и работает в инфракрасной части спектра. Он оснащен несколькими инструментами, которые помогут нам лучше понять Вселенную.

Один из них, SWIMS, создаст изображения галактик из самой ранней Вселенной, чтобы понять, как они объединились из первозданной пыли и газа — процесс, особенности которого остаются туманными, несмотря на десятилетия исследований.

Второй, названный MIMIZUKU, поможет в достижении главной научной цели путем изучения первоначальных дисков пыли, внутри которых, как известно, образуются звезды и галактики.

Опасный случай декомпрессии на МКС вызвал переполох в радиоэфире