В 33 раза больше Солнца: массивная черная дыра спряталась по соседству с Землей

Астрономы объявили об обнаружении самой массивной черной дыры звездной массы в Млечном Пути. Она была найдена при помощи телескопа Gaia.

Черная дыра Gaia BH3 и ее звезда-компаньон в представлении художника. Источник: ESO/L. Calçada

Черные дыры делятся на две основных разновидности. Первые — это расположенные в центрах большинства галактик (в том числе и нашей) сверхмассивные черные дыры. Их массы в миллионы, а то и миллиарды раз превышают солнечную.

Второй разновидностью являются черные дыры звездной массы. Такие объекты формируются в результате коллапса массивных звезд. В среднем, они в 10 раз массивнее Солнца.

До недавнего времени наиболее крупной черной дырой звездной массы в Млечном Пути считался Лебедь X-1, чья масса превышает солнечную в 21 раз. Однако теперь этот показатель значительно перекрыт черной дырой Gaia BH3. Ее масса превышает массу Солнца в 33 раза.

Сравнение размеров черных дыр звездной массы. Источник: ESO/M. Kornmesser

Gaia BH3 была впервые обнаружена в ходе анализа данных, собранных телескопом Gaia. Ему удалось выявить отклонения в орбите звезды, вызванные гравитацией ее невидимого компаньона, которым может быть только черная дыра. В дальнейшем ее существование было подтверждено при помощи наземных обсерваторий. Gaia BH3 находится на расстоянии 2000 световых лет от Земли по направлению к созвездию Орла. Таким образом, она является второй по близости к Земле известной черной дырой.

По мнению ученых, столь массивные черные дыры могут образовываться в результате коллапса звезд, в химическом составе которых очень мало элементов тяжелее водорода и гелия. Такие светила теряют меньше массы за время своей жизни и, следовательно, у них остается больше материала для образования черных дыр после их гибели. Результаты спектрального анализа показывают, что компаньон BH3 является очень бедным металлами светилом. А значит, звезда-прародитель черной дыры, тоже была бедна металлами.

Ранее мы рассказывали о том, что первичные черные дыры все же могут быть составляющими темной материи.