Умирающие звезды могут рождать планеты

Ученые исследовали двойные системы, в которых одна из звезд скоро превратится в белый карлик и сбросит с себя оболочку. Наблюдения свидетельствуют, что из этих газов и пыли могут образоваться планеты, которые будут вращаться вокруг обоих светил.

Диск вокруг двойной звездыиз которого рождаются планеты второго поколения
Диск вокруг двойной звезды. Источник: University of Warwick/Mark Garlick

Газопылевой диск вокруг двойных звезд

Астрономы из Левенского католического университета в Бельгии исследовали газопылевые диски вокруг двойных звезд. Результаты исследований ученые опубликовали в Astronomy & Astrophysics. Они свидетельствуют, что в этих кольцах присутствуют промежутки, которые могут быть связаны с существованием планет.

Особенной новость делает источник газа. Им является одно из светил системы, как правило — более массивное. Если у звезды заканчивается водород для осуществления термоядерных реакций, она начинает превращаться в красный гигант. Во время этого процесса теряет внешние оболочки, и газ и пыль, образуют диск вокруг обеих светил. Он очень похож на те структуры, которые существуют вокруг молодых солнц и из которых рождаются планеты.

На сей раз новостью являются именно промежутки, открытые в десятках таких «вторичных» колец. Астрономы утверждают, что каждый такой пробел скрывает в себе объект, образовавшийся из газа умирающей звезды. Этот объект является планетой второго поколения в данной системе. Она будет вращаться сразу вокруг двух звезд: ее породившей и ее соседки.

Планеты первого и второго поколений

Пока ни одна планета в диске таких двойных систем не подтверждена. Но их существование не противоречит нынешним астрофизическим представлениям. Газопылевые диски второго поколения действительно ничем не отличаются дисков молодых звезд. И образование из них компактных объектов также является логичным путем эволюции.

Планеты у двойных звезд — это тема, с которою астрономы только начинают работать. Таких систем известно достаточно много. И планеты на их орбитах тоже уже обнаружены. При этом они могут находиться на орбитах двух типов. Есть s-планеты, вращающиеся только вокруг одного из светил, и p-планеты, вращающиеся сразу вокруг обоих. Теперь к ним присоединяется еще и второе поколение.