Ультрафиолетовое излучение квазаров вызывает анизотропную ионизацию газа

Ученые исследовали редкую разновидность активных ядер галактик, называемых BAL-квазарами. Они пришли к выводу, что ультрафиолетовое излучение этих объектов вызывает анизотропию ионизации межзвездного газа.

Анизотропия, которую создает квазар
Квазар

Загадочная анизотропия

Квазары — сверхмассивные черные дыры в центрах некоторых галактик. Они интенсивно поглощают вещество и излучают электромагнитные волны во многих областях спектра, в том числе в ультрафиолете. Волны этого диапазона интенсивно ионизируют рассеянный в межзвездной среде газ, отрывая от атомов электроны.

Предыдущие исследования показали странную вещь. Степень ионизации межзвездного газа вблизи квазаров зависит от направления, в котором наблюдатель смотрит на них. И это очень странно, поскольку ультрафиолетовое излучение квазаров является изотропным, то есть одинаковым независимо от направления зрения.

Явление неоднородности свойств материала в зависимости от того, в каком направлении его изучаешь, называется анизотропией. Оно достаточно распространено в природе, но для него всегда должна существовать какая-то причина.

«Пончики» в центре BAL-квазаров

Ученые из Университета Синсю в Японии решили понять, в чем же причина такого явления. Для этого они исследовали редкую разновидность активных галактических ядер, называемых BAL-квазарами. Они отличаются от остальных тем, что в них можно измерить равномерность ультрафиолетовое излучение в разных направлениях.

Определение анизотропии межзвездного газа
Методика исследования BAL-квазаров. Источник: Shinshu University

Исследования показали, что в них действительно присутствует анизотропия в этой части спектра. Ученые связали ее с наличием вокруг черной дыры плотного облака пыли в виде пончика. Они доказали, что анизотропия ионизации межзвездного газа вокруг квазара точно совпадает с ориентацией этого гигантского тора.

Структуры, похожие на огромный пончик, должны существовать вокруг всех квазаров. Для большинства из них ученые, скорее всего, просто не могут определить ориентацию. Однако установленные закономерности должны быть верными и для них.