Угрожает ли Земле «потерянный астероид» 2007 FT3?

Астероидная опасность — единственная космическая угроза для Земли, против которой у нас уже есть хоть какая-то защита. Конечно, методы отклонения малых тел Солнечной системы от курса столкновения с нашей планетой еще далеки от совершенства, но они уже успели доказать свою эффективность на примере столкновения зонда DART с астероидом Диморф. Так или иначе, чтобы как-то повлиять на траекторию опасного объекта, нужно как минимум знать его точное положение в межпланетном пространстве, а следовательно — внимательно следить за ним с помощью наземных и орбитальных телескопов. К сожалению, это удается не во всех случаях.

Астероид 2007 FT3 был обнаружен 20 марта 2007 года на обзорных изображениях небесной сферы, полученных в обсерватории Маунт Леммон (штат Аризона). К сожалению, отследить его удалось на протяжении слишком короткого промежутка времени — менее двух суток. Поэтому его орбита была вычислена очень неточно и не позволила предсказать движение этого тела достаточно далеко в будущее, чтобы найти его по расчетам. Оценки размера 2007 FT3 также лежат в довольно широком диапазоне — от 270 м до половины километра.

Вычисления указывали, что орбита нового объекта должна сильно приближаться к земной в точке, которую наша планета проходит 2–3 октября. Их следующее «свидание» должно было состояться в 2013 году, когда астрономы получали возможность переоткрыть потерянный астероид, пользуясь его сравнительно высоким блеском и быстрым движением на фоне звезд. В поисках приняли участие несколько американских и австралийских обсерваторий, но безуспешно.

Несложно понять, что с течением времени с момента последнего наблюдения точность предсказания положения небесного тела падает. Поэтому для сближения с 2007 FT3, «запланированного» на 2–3 октября 2019-го, астрономы рассчитали минимальное расстояние до Земли порядка 0,15 а.е. (22 млн км), но возможное отклонение было примерно вдвое больше. То есть в указанную дату объект мог оказаться в произвольной точке сферы радиусом 40 млн км, внутри которой находилась и наша планета. Это означало вероятность столкновения на уровне одной сорокамиллионной — то есть квадрата отношения этого радиуса к соответствующему показателю Земли. Как мы уже знаем, астероид снова «разминулся» с ней, но и в поле зрения телескопов, ведущих его поиски, он тоже не попал.

Орбиты планет земной группы и астероида 2007 FT3

5 октября 2024 года, согласно расчетам, «свидание» с 2007 FT3 может состояться снова. Точность определения взаимного положения Земли и астероида продолжает снижаться, а следовательно, уменьшается и вероятность столкновения. Космос достаточно велик, чтобы в нем без проблем «разминулись» даже гораздо большие тела, поэтому единственное, чего ученые ожидают от предсказанного сближения — так это того, что потерянный «небесный камень» наконец-то найдут и определят его точную орбиту, после чего он получит официальный номер и название.

Между прочим, в истории астрономии уже был случай такой «потери», найденной аж через 66 лет. На фотопластинке, отснятой 28 октября 1937 года на Гайдельбергской обсерватории, ее сотрудник Карл Райнмут заметил длинный черный трек объекта, пролетевшего очень близко от Земли — как мы теперь знаем, на расстоянии 740 тыс. км. Дальнейшим наблюдениям помешала плохая погода, а телеграфные сообщения, отправленные в другие обсерватории, поступили слишком поздно. Загадочный астероид назвали в честь древнегреческого бога торговли и путешественников Гермеса, однако номер 69230 ему присвоили только в 2003-м, когда его случайно переоткрыли во время обзора неба в рамках проекта LONEOS. Экстраполяция орбитального движения астероида в прошлое позволила обнаружить еще одно сближение с нашей планетой, случившееся 26 апреля 1942 года — тогда нас отделяло от него всего 635 тыс. км (менее двух средних радиусов лунной орбиты). Правда, в то время в связи с событиями Второй мировой войны астрономические наблюдения велись эпизодически, и шанс переоткрыть это небесное тело был упущен. Никакого столкновения с ним тогда, очевидно, не произошло.

Радиолокационные изображения астероида Гермес, полученные в октябре 2003 года, позволили установить, что он представляет собой двойную систему. Источник: Jean-Luc Margot

Гермес, орбита которого наклонена к эклиптике на 6°, является гораздо большей потенциальной угрозой для Земли, чем 2007 FT3, у которого этот показатель составляет примерно 27°. К тому же, как уже известно, он представляет собой двойную систему из двух тел размером 630 и 550 м, то есть фактически он вдвое более опасен. Но в случае него средства массовой информации никогда особого шума не поднимали, хоть это тело и оставалось «незамеченным» почти 66 лет, продолжая пролетать от нас очень близко по меркам Солнечной системы. То есть все прогнозы относительно «столкновения 5 октября» на самом деле ориентированы лишь на громкие заголовки…

Как мы уже писали ранее, в конце января к Земле приблизится периодическая комета Цзыцзиньшань-1.