Ученые узнали новые подробности формирования Земли

Исследователи геологических процессов на Земле изучают новые данные, чтобы понять, как образовались первые горные породы на нашей планете. В частности, изучаются древнейшие геологические образования.

Ученые узнали больше подробностей о формировании Земли
Ученые узнали больше подробностей о формировании Земли. Источник: phys.org

Кратоны

Исследователи получили новые данные, которые помогут разобраться в геологическом прошлом Земли. Хотя мы знаем, какие горные породы формировались в разных частях планеты 3,5 млрд лет назад, мы все еще не понимаем, какие геологические процессы вызвали эти образования. К счастью, ответы на эти вопросы доступны. Доказательства сохранились в древних вулканических и осадочных породах, датируемых архейским периодом, от 4 до 2,5 млрд лет назад.

Эти породы находятся в древнейших частях современных континентов, которые называются кратонами. Данные геологические образования — это куски древних континентов, образовавшихся миллиарды лет назад. Их изучение поможет объяснить, как происходили процессы в недрах и на поверхности Земли в прошлом. Они содержат разнообразные группы горных пород, в том числе различные метаморфические камни и граниты.

Ключевые выводы заключаются в том, что извержения вулканов взрывного типа были распространены на территории современных Индии, Южной Африки и Австралии около 3,5 млрд лет назад. Эти извержения в основном происходили под океанами, хотя иногда и над ними.

Что нового узнали о формировании Земли

Ученые отобрали образцы некоторых пород из кратона Сингхбхум (Восточная Индия), чтобы изучить их в лаборатории. Для сравнения были использованы существующие данные из этого же места, а также из Южной Африки и Австралии.

Ученые также обнаружили, что геология этой территории имеет поразительное сходство с поясами зеленого камня, задокументированными в южноафриканских районах Барбертон и Нондвени и кратоном Пилбара на западе Австралии.

В частности, все эти районы подверглись широкомасштабным подводным мафитовым (то есть с высоким содержанием оксида магния) вулканическим извержениям между 3,5 и 3,3 млрд лет назад, которые сохранились в виде подушкообразной лавы и коматитов. Это отличается от кремниевого (с повышенной концентрацией диоксида кремния) вулканизма, который, как показали исследования, был распространен около 3,5 млрд лет назад. Новые находки обогащают наше понимание древних вулканических и осадочных процессов и их значение в более широком контексте геологической и биологической эволюции Земли.

Период становления нашей планеты

Открытия ученых являются ключевыми по нескольким причинам. Во-первых, они дают более четкое представление о ранней тектонической активности Земли в архейские времена, способствуя нашему пониманию периодов формирования планеты. Во-вторых, уникальные геологические особенности кратона Сингхбхум, включая его пояса зеленого камня, предоставляют бесценную информацию о поверхности Земли и атмосферных процессах. Это имеет решающее значение для гипотез о возникновении жизни на Земле.

Кроме того, сравнение кратона Сингхбхум с подобными кратонами в Южной Африке и Австралии позволяет нам построить более полную модель геологических процессов, происходивших в архее. Это может помочь пролить свет на древние геодинамические процессы, которые преобладали на разных участках молодой Земли.

Это исследование подчеркивает необходимость дальнейшего изучения геологической истории древних кратонов по всему миру. Понимание этих ранних земных процессов является жизненно важным для составления истории эволюции планеты и условий, которые могли поддерживать жизнь.