Ученые разгадали загадку «инопланетных» сферул на Земле

В огромном гобелене Вселенной наша Солнечная система — это лишь стежок, сотканный в звездных яслях рядом с мириадами соседних звезд. Время от времени наш «островок» пересекают межзвездные объекты, такие как Оумуамуа и Борисов, намекая на взаимодействие небесных тел, прилетевших к нам из отдаленных миров. Однако на фоне спекуляций о внеземных встречах недавнее заявление ученого Ави Лоеба и его команды привлекло немало внимания своим исследованием, которое утверждало, что некоторые из этих межзвездных остатков были обнаружены на дне океана. Впрочем, новое исследование показало, что материал имеет вполне местное происхождение.

сферула
Богатая железом сферула диаметром 0,4 мм. Авторство: Avi Loeb/The Galileo Project

В основе дебатов лежит событие 2014 года, когда метеорит упал у берегов Папуа-Новой Гвинеи. Его необычный состав вызвал предположение некоторых ученых о его небесном происхождении. Команда Лоэба обнаружила крошечные, богатые железом шарики, которые получили название «сферулы». Первоначальные анализы намекали на изотопные аномалии, указывающие на их «инопланетное» происхождение.

Однако, как и в случае со всеми космическими загадками, при детальном рассмотрении все становится не таким таинственным. Траектория падения метеорита 2014 года поставила под сомнение прямую связь между наблюдаемыми сферулами и их вероятным инопланетным источником. Более того, изотопный состав этих сферул, который когда-то считался аномальным, теперь находит резонанс в знакомых спектрах элементного разнообразия нашей Солнечной системы.

Состав непривычных на первый взгляд изотопов открывает нам историю, переплетенную с геологической летописью Земли. Например, соотношение изотопов железа, которые сначала казались чужеродными, на самом деле гармонично согласуются с земной средой, в частности, соотношение 57Fe и 56Fe. Ученые подсчитали, что вероятность того, что сферулы являются межзвездными, составляет менее 1 шанса на 10 тысяч. Поэтому изотопные сигнатуры, которые когда-то считались внеземными пришельцами, теперь оказались в объятиях местного происхождения.

Galileo Project
Изотопы железа в этих сферулах демонстрируют «местное» происхождение. Авторство: Galileo Project

Регион, в котором были найдены сферулы, является частью так называемого Австралийского тектитового поля. Это огромное поле, которое охватывает юго-восточную Азию вплоть до Антарктиды и было вызвано сильным ударом 790 тысяч лет назад. Команда исследовала другие соотношения изотопов и обнаружила, что они соответствуют другим известным тектитам в этой местности, а значит происходят из середины Солнечной системы.

Пока звучит космическая симфония, поиски межзвездных остатков на Земле не прекращаются. Если ученые их до сих пор не нашли, то это не значит, что их нет.

Ранее мы сообщали о том, сможем ли мы перехватить межзвездные объекты.

По материалам universetoday.com