Межзвездная комета Борисова оказалась наиболее «первозданной» из всех известных комет

Астрономы пришли к выводу, что первая в истории межзвездная комета Борисова (2I/Borisov), пролетевшая через внутреннюю часть Солнечной системы полтора года назад, является наиболее первозданной из всех наблюдавшихся комет. Скорее всего, до этого она никогда не сближалась со звездами.

Межзвездная комета Борисова (фото VLT). Источник: ESO/O. Hainaut

Комета Борисова была открыта в августе 2019 г. После подтверждения ее межзвездного статуса «хвостатая гостья» стала объектом пристального изучения для астрономов со всего мира. В ее наблюдениях приняла участие и Европейская Южная обсерватория (ESO). Команда ученых детально исследовала объект методами поляриметрии, используя смонтированный на Очень большом телескопе (VLT ESO) приемник FORS2. Затем они сравнили полученные данные с результатами наблюдений комет, принадлежащих к Солнечной системе.

Астрономы обнаружили, что поляриметрические свойства кометы Борисова сильно отличаются от параметров всех известных нам комет, за исключением Хейла-Боппа (C/1995 O1), сиявшей на земном небе в 1996-1997 гг. Считается, что ранее эта комета лишь раз сближалась Солнцем, и поэтому на нее практические не действовали солнечный ветер и излучение, благодаря чему ее вещество осталось в неприкосновенности — таким образом, ее химический состав очень похож на состав газово-пылевого облака, из которого сформировалась Солнечная система.

Межзвездная комета Борисова в представлении художника. Источник: ESO/M. Kormesser

Проанализировав химический состав кометы Борисова, астрономы заключили, что она находилась в еще более «первозданном» состоянии. Это значит, что до визита в Солнечную систему «хвостатая гостья» никогда не приближалась к звездам и ее вещество оставалось нетронутым со времен образования в протопланетном диске.

Другой коллектив исследователей также пришел к аналогичному заключению. В этом им помог комплекс радиотелескопов ALMA в чилийских Андах. Изучив кому (газово-пылевую оболочку) кометы Борисова, они выяснили, что в ней доминируют крупнозернистые частицы размером свыше миллиметра. При этом пыли в коме было более чем в три раза больше, чем газа, а ледяные зерна практически отсутствовали.

Снимок кометы Борисова, сделанный телескопом Hubble 9 декабря 2019 г. Источник: NASA, ESA and D. Jewitt (UCLA)

Астрономы заключили, что в системе, где родилась комета, происходило перемешивание вещества из области вокруг материнской звезды с веществом из более далеких от нее областей — возможно, под действием мощного притяжения гигантских планет. Похожие процессы, скорее всего, происходили и на заре существования Солнечной системы.