Ученые рассказали о новых находках миссии OSIRIS-REx

20 октября автоматический аппарат OSIRIS-REx предпримет первую попытку взять образец вещества с поверхности астероида Бенну (101955 Bennu). В преддверии этого события в журналах Science и Science Advances были опубликованы шесть статей, посвященных новым открытиям миссии.

Спектральная карта поверхности Бенну. Источник: NASA/Goddard/University of Arizona.

Анализ переданной OSIRIS-REx информации показал, что на поверхности астероида широко распространен углеродсодержащий органический материал. Он, среди прочего, найден и на участке Nightingale, откуда аппарат попытается взять пробу вещества. Обнаружено также присутствие в этом районе гидратированных минералов.

Следующей интересной находкой стали яркие прожилки в некоторых из валунов. Ученые считают, что они состоят из карбонатных материалов. Длина крупнейших прожилок достигает нескольких метров. Они были найдены и неподалеку от участка Nightingale.

На Земле карбонаты часто осаждаются из гидротермальных систем, содержащих как воду, так и диоксид углерода (углекислый газ). Их наличие может указывать на то, что «астероид-родитель» Бенну имел собственную обширную систему гейзеров и горячих подповерхностных вод, которые активно взаимодействовали с окружающими породами. Хоть это тело и было давно уничтожено космическим столкновением, в уцелевших фрагментах все еще можно найти следы древних процессов.

Еще одно открытие связано с возрастом кратера, внутри которого расположен Nightingale. Проанализировав снимки поверхности Бенну, сделанные в различных спектральных диапазонах, ученые пришли к выводу, что эта ударная формация имеет относительно небольшой возраст и является частью скопления молодых кратеров. Следовательно, выброшенное в результате удара вещество лишь недавно начало подвергаться воздействию космического пространства. Таким образом, OSIRIS-REx имеет неплохие шансы привести на Землю «свежие» и почти нетронутые образцы материала из астероидных недр.

Участок Nightingale на поверхности астероида Бенну. Источник: NASA/Goddard/University of Arizona

Среди других интересных находок стоит выделить тонкие гряды, простирающиеся между полюсами Бенну, асимметрию в форме полушарий малого тела, а также наличие под его поверхностью обширных пустот. Последние удалось выявить благодаря периодическим выбросам частиц с астероида.

Выброшенные частицы были использованы в качестве своеобразных гравитационных детекторов. Отследив их траектории и сравнив их с данными об отклонениях в орбитальном движении самого OSIRIS-REx, сотрудники группы сопровождения миссии сумели создать гравитационную карту астероида. Оказалось, что внутри него имеются «карманы» с большей и меньшей плотностью вещества. Ученые образно сравнили это с наличием в центре Бенну пустот объемом с пару футбольных полей. Кроме того, экваториальная выпуклость малого тела имеет меньшую плотность, чем считалось ранее. Это позволяет предположить, что его вращение постепенно выбрасывает материал выпуклости в окружающее пространство.