Ученые пытаются спасти космический телескоп Euclid от намерзшего льда

Когда вам надоест чистить машину от снега зимой, вспомните инженеров, чья задача — очистка телескопов в космосе ото льда. Космический телескоп Европейского космического агентства (ESA) Euclid сейчас проходит процедуру очистки от слоя намерзшего водяного льда. Толщина покрова всего лишь нанометр, но даже такой слой препятствует высокоточным измерениям телескопа.

Euclid
Космический телескоп Euclid. Иллюстрация: ESA

Лед на космических аппаратах — обычное явление, поскольку небольшое количество воды конденсируется внутри телескопа из воздуха, когда аппарат еще собирали на Земле. Во время запуска в космос эта вода постепенно высвобождается и замерзает, образуя слой льда. Для большинства миссий такой лед не представляет проблемы. Но в случае Euclid, который изучает темную материю и темную энергию, ему нужны сверхчувствительные приборы для чрезвычайно точных измерений. Поэтому лед усложняет задачу миссии.

Задача по очистке ото льда осложняется тем, что из-за чувствительных приборов телескопа, которые должны быть в постоянно охлажденном состоянии, инженеры не могут просто включить нагреватели, чтобы растопить лед. Нужен другой подход.

Для решения этой проблемы команда определяет местонахождение льда и разрабатывает планы воздействия на измерения в будущем, если лед продолжит накапливаться. Они могут испытать различные методы нагрева, такие как постепенное повышение температуры всего космического аппарата или более сложные операции, направленные только на определенные его части.

Euclid
Создание 3D-карты Вселенной космическим телескопом Euclid

«После того, как изолируем поврежденный участок, мы надеемся, что в будущем сможем просто разогреть эту изолированную часть космического аппарата при необходимости. Наши действия очень сложные и тонкие, но они могут сэкономить время в будущем», — пояснил Миша Ширмер, ученый по калибровке консорциума Euclid, который разрабатывает план удаления льда.

Euclid был создан для одной цели — определить природу невидимой темной материи и темной энергии, таинственной силы отталкивания, которая ускоряет расширение Вселенной. Эти невидимые силы, по словам ученых, составляют 95% известной нам Вселенной. Для этого телескоп создаст 3D-карту, наблюдая миллиарды галактик на расстоянии до 10 млрд световых лет на более трети неба.

Ранее мы сообщали о том, как исследователь темной Вселенной прислал первые снимки.