Ученые обнаружили следы тысяч древних извержений на Марсе

В недавнем выпуске журнала Geophysical Research Letters была опубликована статья американских планетологов. Она посвящена обнаружению следов древних суперизвержений, некогда происходивших на территории горного региона Arabia Terra. Он расположен в северном полушарии Марса и покрыт множеством эродированных кратеров.

Слои осадочных отложений на дне кратеров региона Arabia Terra. Источник: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

В ходе анализа данных, собранных орбитальными аппаратами, ученые обнаружили слои вулканических отложений на поверхности Arabia Terra. Чтобы установить их источник, исследователи создали модель распространения пепла. В результате им удалось идентифицировать примерный участок, где должны были располагаться вулканы.

В дальнейшем специалисты обратились к топографическим данным, собранным миссией MRO. Создав трехмерные карты местности, они обнаружили семь формаций, которые ранее считались ударными кратерами, но при внимательном рассмотрении имеют другую структуру. Ученые пришли к выводу, что это вулканические кальдеры.

Далее планетологи определили объем выброшенного вулканами материала, исходя из размеров кальдер, и оценили примерное число извержений, необходимых для того, чтобы создать обнаруженные залежи вулканических отложений. Оказалось, что для этого нужны тысячи суперизвержений, по масштабу аналогичных извержению индонезийского вулкана Тоба 76 тысяч лет назад. Считается, что это событие едва не привело к вымиранию человеческой расы. Что касается региона Arabia Terra, то имеющиеся данные говорят о том, что извержения в нем начались 4 млрд лет назад и продолжались на протяжении как минимум 500 млн лет.