Ученые не могут найти источник пара в системе GJ 486

Космический телескоп James Webb проводит спектроскопические исследования экзопланеты GJ 486b. Они показали присутствие водяного пара. Но ученые не могут понять, находится ли он в атмосфере этого небесного тела, или на звезде, вокруг которой оно вращается.

Планета GJ 486 b
Планета GJ 486 b. Источник: NASA, ESA, CSA, Joseph Olmsted (STScI)

Спектроскопические исследования планеты GJ 486 b

Ученые, работающие с космическим телескопом James Webb, недавно рассказали о результатах спектроскопического исследования экзопланеты, которая вращается вокруг звезды GJ 486. Это светило находится на расстоянии 133 св. лет от нас. Оно представляет собой типичный красный карлик: примерно вдвое меньше Солнца и почти вдвое холоднее его.

Сама же планета является горячей суперземлей. Она на 30 процентов больше Земли и почти втрое тяжелее ее, что означает, что она состоит преимущественно из силикатных пород. GJ 486 b вращается вокруг своего светила всего за 1,5 суток, из-за чего разогрета до 800 градусов по Цельсию.

Благодаря этому она является удобным объектом для наблюдения с помощью спектрографа James Webb. Он показал наличие пиков, которые характерны для водяного пара. Но планета является транзитной, то есть James Webb наблюдает ее, когда она проходит между нами и звездой, поэтому может оказаться, что на самом деле это вещество находится на самом светиле.

Водяной пар в атмосфере звезд

Мнение о том, что молекулы воды в виде пара существуют в атмосфере звезд, может показаться достаточно странным. Но на самом деле они могут не распадаться даже на нашем Солнце. Правда, речь идет только об атмосфере над пятнами, где температура значительно ниже, чем в других местах.

Но красные карлики холоднее Солнца. Поэтому вероятность найти в их атмосфере водяной пар значительно выше. Правда, у астрономов нет доказательств, что во время транзита планета GJ 486 b проходила над пятнами, однако исключить такую возможность они не могут.

Планеты в системах красных карликов

Поставить точку в вопросе, откуда взялся водяной пар, должны дальнейшие исследования James Webb. Если инфракрасному прибору MIRI удастся установить, что самая горячая точка планеты всегда находится напротив звезды, значит значительной атмосферы у этого тела нет и пар находится на звезде.

Если же самая горячая точка смещается, значит у планеты достаточно мощная атмосфера, которая осуществляет теплоперенос. В этом случае водяной пар скорее всего находится на самой GJ 486 b.

Вопрос о наличии мощной насыщенной атмосферы у GJ 486 b является частью большей проблемы. Красные карлики — самый распространенный тип звезд во Вселенной. Однако их активность способна разрушить атмосферу и гидросферу землеподобных планет. Удастся ли им сохраниться, астрофизики и пытаются выяснить.