Ученые нашли самый намагниченный пульсар во Вселенной

Пульсар PSR J0901-4046 с 2020 года известен своим невероятно медленным по сравнению с другими подобными объектами периодом вращения. Новое исследование показывает, что мощность его магнитного поля раньше недооценивалась.

Пульсар
Пульсар. Источник: phys.org

Наиболее намагниченный пульсар во Вселенной

Ученые утверждают, что пульсар PSR J0901-4046 является нейтронной звездой с мощнейшим магнитным полем, известным людям. Этот объект был открыт 27 сентября 2020 года. Радиотелескоп MeerKAT «услышал» его на частоте 1284 МГц. Тогда все обратили внимание прежде всего на неожиданно долгий период вращения нейтронной звезды — 75,9.

Для объекта, диаметр которого измеряется десятками километров, такая скорость вращения может показаться огромной, но на самом деле большинство пульсаров вращается еще быстрее. Они совершают много оборотов за одну секунду. Именно поэтому PSR J0901-4046 оказался невероятным рекордсменом, период вращения которого был втрое больше его предшественника.

Тогда ученые оценили силу магнитного поля в 130 триллионов тесла. Это невероятно много, и человечество даже в лабораторных условиях не может получить таких полей. Но впоследствии ученые обнаружили, что и этой величины мало для того, чтобы этот пульсар был таким, каким мы его видим.

Возникла гипотеза, что на самом деле он является не пульсаром, а магнетаром — другим типом нейтронных звезд. Но тогда было бы непонятно, почему он все же продолжает излучать периодические сигналы, пусть и настолько медленно.

Невероятно мощное магнитное поле

В новом исследовании ученые предположили, что PSR J0901-4046 все же является пульсаром. Они отказались от модели магнитно-дипольного излучения и предположили, что его механизм должен быть другим — преобразование энергии при размножении плазмы.

Эта модель предполагает, что магнитное поле PSR J0901-4046 на самом деле на два порядка мощнее, чем считалось, и составляет целых 27 квадриллионов гауссов. То есть он действительно является одним из сильнейших намагниченных объектов во Вселенной.

Исследователи добавили, что чрезвычайно сильное магнитное поле PSR J0901-4046 указывает на то, что пульсар замедляется не путем магнитно-дипольного излучения, а скорее вследствие возникновения электрического тока около 56 мегаампер, когда вращательная энергия тратится на ускорение заряженных частиц.

Опасность для астронавтов: лекарства испортятся при путешествии на Марс