Ученые исследовали двойную звезду, активную в гамма-спектре

Исследования, проведенные в течение 15 лет, позволили сделать первые выводы об источнике высокоэнергетического гамма-излучения HESS J0632+057. Они подтвердили, что этот объект представляет собой двойную систему, состоящую из большой звезды и компактного невидимого источника рентгеновского излучения. Этот источник может быть нейтронной звездой или черной дырой.

HESS J0632+057 в представлении художника
HESS J0632+057 в представлении художника. Источник: Kiso Observatory, The University of Tokyo

В поисках природы HESS J0632+057

Объект HESS J0632+057 расположен в нашей Галактике. Расстояние до него составляет около пяти тысяч световых лет. Он был обнаружен в 2007 году в рамках программы HESS (The High Energy Stereoscopic System), направленной ​​на открытие и изучение источников высокоэнергетического гамма-излучения.

Но уже в 2009 году проект VERITAS (The Very Energetic Radiation Imaging Telescope Array System), расположенный в Европейской южной обсерватории, не смог его увидеть. Через несколько месяцев источник снова появился. Так оказалось, что он периодический. Приблизительно в то же время данные спутника Swift-XRT подтвердили, что объект является источником периодического рентгеновского излучения. Его период составляет 321 день.

Наконец-то в 2022 году была опубликована статья большого коллектива авторов, которая подвела итоги 15-летнего исследования HESS J0632+057. В видимом спектре диапазона объект был отождествлен с горячей звездой MWC 148. А вот ее компаньона (тот самый источник рентгеновского излучения) идентифицировать не удалось. Вероятно, это черная дыра или пульсар. Уверенного ответа все еще нет. Зато удалось исключить саму звезду в качестве источника всех пульсаций.

Это просто большая яркая звезда, возможно, с кольцом по экватору. Но от нее к невидимому компаньону тянется мощный джет. Именно этот объект является источником всего излучения. Высокая корреляция между гамма- и рентгеновским излучением от системы свидетельствует, что их источником является одно и то же поколение частиц.

Все ли гамма-яркие переменные одинаковы?

HESS J0632+057 — не единственный подобный объект на небе. В то же время эта система абсолютно уникальна. В этом состоит парадокс гамма-ярких двойных систем. Известно их немало, и в каждом случае, как предполагают астрономы, речь идет о двойных системах, состоящих из звезды и компактного невидимого объекта — черной дыры или нейтронной звезды.

Каждый конкретный представитель этого класса объектов уникален. Между собой они достаточно сильно отличаются относительно излучения в другом диапазоне, кроме гамма-лучей, периодичности излучения и других характеристик. Возможно, речь идет о разных классах объектов. Возможно, все чудеса вызваны только разницей масс компонентов. Ответить на эти вопросы помогут следующие исследования.