У Юпитера обнаружили удивительное сходство с Землей

Облака на Юпитере уже сравнивали с земными океанами. Но недавние исследования обнаружили еще одно сходство с Землей — одинаковые молнии. Как оказалось, на Юпитере разряды молний выглядят так же, как и на Земле, сообщают исследователи в журнале Nature Communications.

Молния в грозовых облаках Юпитера
Молния в грозовых облаках Юпитера, похожих на земные. Иллюстрация: Nature.com

Юпитерианские молнии излучают радиоволновые импульсы, которые обычно разделены примерно одной миллисекундой. Это является признаком того, что молния газового гиганта распространяется импульсами, со скоростью, сравнимой со скоростью молний, которые проносятся сквозь грозовые облака нашей планеты. Сходство между этими двумя электрическими явлениями может иметь значение для поиска внеземной жизни.

На Земле молния образуется, когда турбулентный ветер в грозовых облаках заставляет множество кристаллов льда и капель воды тереться друг о друга, а затем двигаться к противоположным сторонам облака, постепенно генерируя мощные статические электрические заряды. Когда заряды становятся достаточно большими, чтобы преодолеть способность воздуха изолировать их, электроны высвобождаются в виде молнии. Оттуда вырывающиеся электроны будут неоднократно ионизировать воздух и врываться в него, толкая молнию вперед со скоростью в среднем сотни тысяч метров в секунду.

Ученые предположили, что супермолнии, которые наблюдаются в облаках Юпитера, также могут образовываться в результате столкновений между кристаллами льда и каплями воды. Но никто раньше не знал, как расширяются и разветвляются инопланетные молнии: это происходит так же, как на Земле, или они имеют какую-то другую форму?

Облака Юпитера в трехмерном изображении
Облака Юпитера в трехмерном изображении. Фото: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Gerald Eichstädt

Для нового исследования ученые Института физики атмосферы Чешской академии наук использовали радиоволновые данные, собранные за пять лет космическим аппаратом NASA Juno. Проанализировав сотни тысяч снимков, команда обнаружила, что радиоволновое излучение от юпитерианских молний, похоже, пульсирует со скоростью, сравнимой со скоростью земных внутриоблачных молний. Если молнии распространяются сквозь водяные облака Юпитера с такой же скоростью, как и в земных облаках, то юпитерианская молния может разветвляться и распространяться шагами длиной от сотен до тысяч метров.

Таким образом поведение тока на Юпитере остается таким же, как и на Земле. Если эта универсальность реальна, это может иметь последствия для поиска жизни в других местах. Эксперименты показали, что удары молнии на Земле могли расплавить некоторые химические ингредиенты, необходимые для формирования строительных блоков жизни. Если молния разряжается подобным образом в чужих мирах, то она там может производить подобные ингредиенты для формирования жизни.

Ранее мы сообщали об интересных фактах о Юпитере.