У старого пульсара нашли карликовые импульсы

Ученые, работающие на крупнейшем в мире радиотелескопе FAST, открыли у старого пульсара очень узкие и слабые импульсы. Механизм их образования ощутимо отличается от того, что обычно происходит на нейтронных звездах.

Карликовые импульсы от пульсара
Карликовые импульсы от пульсара. Источник: phys.org

Наблюдения на самом большом радиотелескопе

Крупнейший в мире радиотелескоп FAST, который находится в Китае и имеет диаметр антенны 500 м, недавно подарил ученым новое открытие. О нем сообщили исследователи из Национальной астрономической обсерватории китайской академии наук.

Они наблюдали за пульсаром PSR B2111+46. Это очень старая и хорошо изученная нейтронная звезда, которая, как и все подобные объекты, излучает радиоимпульсы с постоянным, крайне небольшим периодом. Однако время от времени его импульсы прекращаются.

Это явление не представляет собой чего-то необычного. Оно называется «обнулением импульсов» и неоднократно наблюдалось у старых пульсаров. Правда, причины его возникновения до сих пор доподлинно неизвестны. Возможно, это изменения магнитных полей, которые не дают ускорять частицы, или плазма просто переполняет определенные зоны.

Необычное случилось во время двух сеансов наблюдения пульсара в августе и сентябре 2020 года. Тогда у PSR B2111+46 как раз наблюдалось «обнуление импульсов» и он должен был быть совсем тихим. Однако специалисты, работавшие с FAST, зафиксировали несколько дюжин очень слабых и узких импульсов. Тогда им не нашли объяснения и решили в который раз исследовать нейтронную звезду.

Карликовые импульсы

В марте 2022 года китайские ученые снова наблюдали за PSR B2111+46 во время периода его покоя. И снова им удалось зафиксировать те же импульсы, которые они назвали «карликовые», поскольку их мощность не шла ни в какое сравнение с основными.

Теперь у ученых не возникло сомнений в том, что карликовые импульсы пульсаров вполне реальны. Тем более что их удалось обнаружить и у других старых нейтронных звезд. Правда, установить их природу оказалось почти невозможно. Ведь даже FAST не может разглядеть, что собой представляет магнитосфера пульсара, когда тот находится в неактивном состоянии.

Однако у ученых есть теория о возникновении обычных и карликовых импульсов. Первые из них возникают, когда из разломов в приполярных областях нейтронной звезды вырывается «гроза» заряженных частиц. Вторые же имеют совсем иную природу. Их излучают пары частиц, рождающиеся вблизи таких зазоров и падающие вниз словно капли дождя.